Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Формирование ключевых компетенций через систему работы Научного лицейского общества

22.01.2011 3457 просмотров

Корабельникова Т.А.

куратор Научного лицейского

общества МОУ лицея №  44

Системные изменения в сфере труда и управления, развитие информационных технологий приводит к принципиальным изменениям в экономической и повседневной жизни и, соответственно требует человека нового типа – владеющего компетенциями. В условиях обновления стандартов образования акценты смещаются от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование ключевых компетенций современного человека.

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование  к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. (Хуторской А. В.)

Компетенция – готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. (Селевко Г. К.)

Научное лицейское общество  позволяет формировать у лицеистов ключевые компетенции отечественного образования:

  • Ценностно- смысловые
  • Учебно-познавательные
  • Социокультурные
  • Коммуникативные
  • Информационные
  • Социально-трудовые

Научное лицейское общество  позволяет лицеистам вливаться в мировое образовательное пространство, т. к. способствует формированию компетенций определенных во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы»: изучать,

искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Научное лицейское общество  имеет свою структуру,которая  органично сочетается со структурой лицея. Основные направления работы НЛО способствуют формированию ключевых компетенций в нестандартных условиях, во внеурочное время.

Реализация поставленных задач перед Научным Лицейским Обществом осуществлялась через работу секций дополнительного образования. Всего в 2007-2008 учебном году работало 23 секции.  Лицеисты принимали  участие в городских, областных, окружных олимпиадах.    22 победителя и призера городской  олимпиады и 14 победителей и призеров областной олимпиады в 2007-2008 учебном году.  Второй год диплома призера окружной олимпиады по химии III степени в 2007 году и II степени в 2008 году удостоен  Соколов Сергей (10Б класс), учитель Анциферова Н. М.,  диплома III степени окружной олимпиады по математике удостоен Скоморохов Андрей (10Б класс), учитель математики Ильина А. Ф..

Работа в научно-лицейском обществе выводит  лицеистов на качественно иной уровень  олимпиадного движения. В 2007-2008 учебном году в копилке лицея абсолютная победа во Всероссийской олимпиаде по литературе среди  учащихся 11-х классов (Гукова Дарья) и третье место на Всероссийской олимпиаде по химии среди обучающихся 10-х классов (Соколов Сергей).

Вопросы социального партнерства стали основополагающими в деятельности лицея, который в течение десятилетий является источником профессиональной элиты для предприятий региона, в частности для  ОАО «НЛМК». Ежегодно лицеисты принимают участие  в научно-практической конференции старшеклассников «Старт в науку». Четыре старшеклассника – Соколов C. (10б), Алексеев В. (10 з),Резников А. (11 б),  представили работы, выполненные под руководством преподавателей лицея и ЛГТУ на конференции в мае 2008 года. В рамках реализации Соглашения о стратегическом партнерстве ОАО «НЛМК» и ВГУ под руководством преподавателей лицея подготовлено           исследовательских работ учащихся.

С каждым годом возрастает число исследовательских работ, имеющих практическую направленность. В октябре 2007 года  учащиеся  10 «Е» биолого-химического класса принимали участие в научно-практической  и инженерной выставке учащихся «Шаг в будущее, Центральная Россия». Работа Долговой Анастасии  «Риск инфаркта миокарда» (научный руководитель кандидат биологических наук Горягина Екатерина Борисовна, преподаватель кафедры ботаники ЛГПУ)  была удостоина  диплома I степени, а работа  Анпилоговой Кристины   «Микробиологический анализ кисломолочных продуктов» (научный руководитель Горягина Е. Б.) отмечена дипломом II степени.

 

В марте 2008 года группа учащихся лицея во главе с заместителями директора по УВР Шишкиной О. С.  и Журавлевой И. А. выезжали в г. Санкт-Петербург для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку ХХI  века», которая проходила на базе гимназии №  56 г. Санкт-Петербурга.

Работы учащихся Долговой Анастасии (10Е класс), Андрюхиной Ольги (11 Г класс), Резникова Алексея (11 Б класс) удостоены диплома I степени, а Поминова Дениса (10 В класс) диплома II степени.  Научные руководители: кандидат биологических наук Горягина Е. Б., Богачева Т. А.- учитель истории, Анциферова Н. М. – учитель химии, Расторгуева В. С. кандидат филологических наук, преподаватель кафедры литературы ЛГПУ.

Второй год ученица 11 Е класса Никонова Ольга участвует во Всероссийской конференции «Открытый мир. Старт в науку.» на базе РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. «Влияние использования гуминовых кислот, как удобрений на изменение плодородности почв», так называется ее работа, которую она выполнила под руководством кандидата сельскохозяйственных наук, доцента кафедры ботаники ЛГПУ Никоновой Галины Николаевны.

Развитие информационно- коммуникационных технологий позволило лицеистам принимать участие в конкурсах сети Интернет. Так дипломами участников Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» в 2008 году  работа Поповой Алины (9 Е класс) «Роль Д. И. Менделеева в становлении и развитии экономической географии на рубеже ХIХ – ХХ веков» (научный руководитель Корабельникова Т. А. – учитель химии).

Действуя в рамках программы развития лицея, необходимо добиваться участия лицеистов в научно-практических конкурсах и конференциях не только межрегионального, но и международного масштаба.

Кульминацией работы НЛО в течение учебного года является Декада Науки, которая проводится в рамках Лицейской весны в марте- апреле ежегодно с 2002 года. Декада Науки как итог работы НЛО за год предоставляет огромные возможности для формирования у лицеистов ключевых ценностно — смысловых,  учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций.

В ходе Декады  Науки проводятся:

?  Научно-практическая конференция «К вершинам знаний»;

? Круглые столы, посвященные юбилейным датам или актуальным современным проблемам;

? Работают предметные  секции;

? Ученые  вузов выступают с лекциями;

? Проводятся образовательные и профориентационные экскурсии;

? Организованы различные конкурсы, викторины, тематические классные часы, выставки лучших работ;

? Устраиваются театрализованные шоу по предметам: «Гала-концерт песен на иностранном языке», «Хочу знать химию!»  и другие.

Традиционно Декада Науки открывается научно-практической конференцией «К вершинам знаний», которая в 2007-08 уч.году проходила под девизом «Инновационное образование-основа инновационной экономики».В работе конференции принимали участие представители ОАО «НЛМК», ученые университетов г. Липецка, Липецкого института развития образования, ученики и учителя школ различных районов Липецкого региона. На этой конференции лицеисты представили 13 лучших работ, отмеченных дипломами различных конкурсов и конференций. Остальные  исследовательские работы учащихся были заслушаны на заседаниях предметных секций.

В рамках Декады Науки прошел Круглый стол “ Особые экономические зоны Липецкой области», в ходе заседания которого лицеисты обсудили с представителями администрации Липецкой области актуальные направления жизни региона.

Различные конкурсы, викторины, тематические классные часы,

выставки лучших работ, экскурсионные поездки в рамках Декады Науки

не только способствуют формированию ключевых компетенций, но и

делают образовательный процесс для лицеистов непрерывным.

Такие зрелищные мероприятия как: «Гала-концерт песен на

иностранном языке», «Хочу знать химию!»  и другие раскрывают

артистические способности лицеистов, обуславливают более глубокое

познание предмета во внеурочное время.

НЛО – одна из составляющих медиаполя лицея, рупор

одаренных детей и работающих с ними преподавателей. Медиацентр

лицея совместно с НЛО подготовил более 10 телесюжетов о          проведении     Декады Науки, более 30 материалов помещены на

сайт, регулярно   обновлялись стендовые информационные поля предметных кафедр.

Согласно статистическому отчету  НЛО предметных кафедр в среднем активно участвуют в работе 36%  учащихся лицея. Пассивными участниками являются все лицеисты.

Добиться стабильно высокой деятельности по формированию ключевых компетенций через систему НЛО невозможно без слаженной работы  Совета НЛО и всех структур лицея. Совет НЛО объединяет учеников и учителей, творческая деятельность которых направлена на реализацию программы развития лицея. В своем выступлении я хочу поблагодарить коллег — членов Совета НЛО за кропотливый труд по формированию исследовательских компетенций у лицеистов. Это:

Волкова М.А, Бобылкина  Т. В., Юдина Т. А., Мещерякова Г. И.,

Вершинина З. И., Пчелкина Н. А., Марчукова Н. Г.,

Научное лицейское общество — неотъемлемая составляющая структуры лицея, позволяющая проводить  работу по  формированию у лицеистов ключевых компетенций российского образования.

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка