Пояснительная записка
Современные противоречия в системе «Природа – общество» увеличиваются с каждым годом, что порождает всё новые проблемы, причиной которых является не только научно-технический прогресс как таковой, но также неадекватность нравственно-этических оценок человеком собственной деятельности.
В связи с этим возникает важная педагогическая проблема – формирование личности молодого человека, владеющего принципами управления собственной жизнью в контексте гармоничного развития системы «Природа – общество».
Естественно-научная культура призвана обеспечить научно обоснованное освоение человеком мира Природы на основе ценностного отношения к объекту деятельности. Формирование естественно-научной культуры у учащихся будет способствовать формированию у них ценностного отношения к Природе, соответствующих нравственных установок и опыта нравственно-ценностного поведения.
Формирование естественно-научной культуры будет обеспечено, если:
— освоение естественно-научной культуры станет личной потребностью учащихся и будет способствовать их жизненному и профессиональному самоопределению, нравственно-ценностной мотивации к созидательной деятельности, а также нравственной устойчивости молодёжи к негативным явлениям современной действительности в условиях рыночной экономики;
— в процессе формирования естественно-научной культуры будут реализованы межпредметные связи, а также связи между учебным предметом и нравственными установками, учебным предметом и созидательной деятельностью учащихся.
Основными организационно-педагогическими условиями формирования естественно-научной культуры являются: интеграция возможностей нормативных курсов на основе межпредметных связей, включение в учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированных ситуаций и проведение междисциплинарных мероприятий. Совокупность данных условий предоставляет школьникам возможности реализации основных компонентов естественно-научной культуры в реальном опыте поведения и деятельности, а также способствует жизненному и профессиональному самоопределению личности.
Современная предметная система обучения естественно-научным предметам приводит к тому, что знания, умения и навыки приобретаются учащимися обособленно и дискретно. Процесс их переноса в новые условия происходит сложно, и в результате знания учащихся представляют собой набор сведений. Для повышения эффективности обучения требуется вооружить школьников умениями более высокого уровня обобщения, которые, будучи сформированными в процессе изучения каких-либо учебных естественных предметов, применялись бы при изучении других предметов, самообразовании и практической деятельности.
Данную задачу лучше всего решают формы самостоятельной работы: подбор научных источников к изучаемым темам, подготовка научных докладов, написание эссе, критический разбор литературных источников. В ходе самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащиеся осуществляют:
- поиск необходимой естественно-научной литературы, работу с каталогами;
- запоминание и хранение естественно-научной информации;
- пользование библиографическими справочниками;
- использование компьютерной техники, интернета для получения естественно-научной информации.
Завершается проект проектированием своих будущих профессий.
Цели проекта:
- Развитие кругозора, способности к установлению межпредметных связей, к индивидуальным креативным решениям.
- Формирование у учащихся самообразовательных умений и навыков.
Задачи проекта:
- Научить учащихся переносить теоретические знания в новую, нестандартную ситуацию.
- Развивать умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации.
- Развивать творческое мышление и технологическую культуру.
Целевая аудитория: учащиеся 8-11-х биолого-химических классов МАОУ лицея № 44, интересующиеся естественными науками, ориентированные на профессии в области естественных наук, на получение образования в ведущих учебных заведениях высшего профессионального образования соответствующего профиля.
Основные мероприятия в рамках проекта:
- Образовательные экскурсии.
- Показ кинофильмов, видеофрагментов.
- Лекции.
- Организация информационно-просветительской деятельности.
- Презентация и обсуждение проектов на научно-практических конференциях «Старт в науку», «Путь к успеху», «К вершинам знаний».
Учащиеся ориентированы на проектный характер работы. Практический блок включает в себя:
- аналитическую деятельность – работа с библиотечным фондом, интернет-ресурсами;
- проектную деятельность – непосредственная работа по выдвижению идеи и оформления её в проект;
- презентационную деятельность – подготовка представления идей и проектов, презентация;
- рефлексию по итогам презентации проекта.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны иметь представления:
- об использовании естественно-научной информации в докладе, диспуте;
- о применении естественно-научной информации для выполнения типового задания;
- о применении естественно-научной информации для решения творческой, исследовательской задачи;
- о рынке труда;
- о социальной значимости своей будущей профессии;
- о вузах, факультетах (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Воронеж, г. Липецк).
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать естественно-научную информацию;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- создавать презентации и обсуждать проекты на научно-практических конференциях, выставках, форумах.
Литература
- Артеменко А. И., Тикунова И. В., Ануфриев Е. К. Практикум по органической химии. М.: Высшая школа, 2001.
- Гросс Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия Ленинградское отделение, 1987.
- Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. М.: «Просвещение», 1989.
- Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
- Назарова Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н.Назарова, Ю. Д. Жилов. М.: Изд. центр «Академия», 2007.
- Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986.
- Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. М.: АРКТИ, 1999.
- Титова И. М. Химия и искусство. М.: Вентана-Граф, 2007.
- Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Глобус, 2007.
- Фёдорова М.З., Кучменко В. С., Лукина П. П. Экология человека. Культура здоровья. М.: Вентана Граф, 2003.
- Филиппов П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.
Учебно-методическое обеспечение
- Алексеев А. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.
- Бреховских Л. М. Как делаются открытия // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М., 2001.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
- Рогов А. А., Рогова О. Б., Клюкина Е. А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе». М.: НТА «АПФН», 2003
- Чечиль И. Метод проектов // Директор школы. 1998. № 3, 4.
- 7. Шипарева Г. А. Программы элективных курсов. Химия профильное обучение 10-11 класс. М.: Дрофа, 2006.