Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

«О чем поют точные науки» «Молодежный вестник» 15.10.2013

16.10.2013 2398 просмотров

О чем поют точные науки?

15.10.2013 «Молодежный вестник». Анастасия ШВАРЁВА
// В номере
Фото Анатолия Евстропова и Анастасии Шваревой
Фото Анатолия Евстропова и Анастасии ШваревойДмитрий Смаль исследует роль гаджетов в образованииСофья Бирюкова может доказать, что музыка влияет на здоровье

Признаться, дружба с математикой у меня не сложилась со школьной скамьи. Я честно выполняла задания, а иногда нечестно, украдкой списывая решения у соседки по парте. Углубляться в синусы и косинусы не хотелось.

В вузе математика наконец оставила меня в покое, напоследок предупредив, мол, земля круглая, подчиняется математическим законам, так что обязательно встретимся.

 

И встретились. В Школе молодых ученых Липецкой области, на базе отдыха «Зеленая долина». Тут-то и выяснилось, почему мы раньше не подружились: может быть, учебники точных наук были выполнены не в «золотом сечении», а любовь к естественным наукам могла проявиться, слушай я больше пение птиц, нежели рок-музыку? Об этих удивительных вещах мне рассказали участники. А еще – о пятиугольнике да Винчи, древнеегипетском «хоровом» лекарстве и… впрочем, я забегаю вперед.

ПО ПЛАНШЕТУ КАК ПО МАСЛУ

В первую очередь студенты, аспиранты и педагоги областных вузов обсудили проблемы преподавания естественных наук. Доктор физико-математических наук, профессор Лев Ляхов не случайно заметил, что молодым ученым важно больше делиться мнениями и опытом. Ведь, работая, например, над одним направлением, пытливый ум попадает в сеть только предмета своего исследования.

Достижения, уже имеющиеся в арсенале Лобачевских, тоже могут быть эффективно использованы в собственных трудах. К примеру, старший преподаватель кафедры прикладной математики ЛГТУ Светлана Ткаченко находит важным совмещение традиционного и нового в преподавании. Около трех лет она использует в обучении интерактивную доску.

Согласен с тем, что пренебрегать современными компьютерными технологиями не стоит, и студент ЛЭГИ Дмитрий Смаль. Второкурсник уверен: они позволят не только разнообразить процесс учебы, но и значительно повысить его интенсивность благодаря высокой скорости обновления информации. Его работа была посвящена проблемам использования гаджетов в образовании.

– В одном из московских вузов провели эксперимент, – поделился Дмитрий. – На протяжении семестра студенты и преподаватели использовали планшеты. Затем экспериментальную группу сравнили с другими. По всем дисциплинам у «подопытных» средний балл оказался выше. Захотелось проверить, так ли это. Планирую провести подобный опыт в родном вузе.

Пока же Дмитрий привел несколько доводов в пользу планшетов из личного и опыта друзей. Нет, например, необходимости в переписывании больших объемов информации: нужный фрагмент бумажной версии легко сфотографировать. Рефераты удобно отправлять на e-mail преподавателя, корректировать текст можно сразу. На лабораторных занятиях можно смотреть обучающие видео, картинки, фотографировать свои опыты, чтобы потом показать как результат работы. Планшеты превращаются в максибук, где хранятся учебники по профильным предметам и художественная литература. И главный аргумент – скорость.

Что ж, скорость – вещь, безусловно, хорошая, но в бочке меда есть и ложечка дегтя, да не одна.

Важно учитывать технический уровень подготовки к инновационной форме обучения и студентов, и преподавателей. Не исключены и такие последствия, как ломота в теле после длительного использования планшета, а также боль в глазах.

И никто не отменял доктрины, согласно которой лучше всего запоминается информация, записанная собственной рукой. С планшетом все легко: скопировал необходимое, использовал. Останутся ли знания в голове после окончания обучения? Над этим вопросом Дмитрию еще предстоит работать, поэтому студент намерен продолжить исследование.

ПЯТИУГОЛЬНИК ДА ВИНЧИ

Знания компьютерных процессов помогают в решении поставленных задач и школьникам, которые с аспирантами и студентами выступали на равных. Учитель математики липецкого лицея № 44 Ольга Иванова считает, что такая преемственность в научно-исследовательской деятельности очень важна. И ее подопечные – девятиклассница Светлана Иванова и ученик 11 класса Александр Сапрыкин – с легкостью это доказали. На форум ребята привезли совместную работу «Построение правильного пятиугольника: выбор оптимального способа».

– Однажды разбирали задачу олимпиадного уровня, связанную с пятиугольником, – вспомнила Света случай, подтолкнувший к исследованию. – Возник вопрос: как построить геометрическую фигуру без погрешностей? Процесс довольно трудоемкий. Например, вывести на бумаге идеальные углы при помощи циркуля и линейки не получается. Тогда я обратилась за помощью к Саше, а он разработал компьютерную программу, позволяющую построить пятиугольник, причем на любом мониторе.

В зале тут же возникла дискуссия, так ли точно программа может выполнить задачу. Аспиранты физико-математических кафедр и профессоры горячо обсуждали все известные варианты: «Звездочка», способы Леонардо да Винчи, нашего современника Перельмана и другие. И ученые мужи, и школьники разговаривали на одном языке, так что преемственность школ и обмен опытом заглянули по адресу.

Света поделилась, что научной деятельностью занимается с пятого класса. Девочка считала калории, съеденные ровесниками за завтраком, в столовой и на перемене, а затем выводила формулы правильного питания школьника. Специально, по просьбе одноклассников, перевела на простой язык формулу Пика и даже пыталась выяснить, каким образом древние люди строили дольмены из неподъемных каменных плит.

Но неожиданным открытием, для меня в первую очередь, стали итоги эксперимента, который она провела над учебниками. Изучая роль «золотого сечения» в книгопечатной продукции, Света обнаружила, что учебники алгебры, химии и физики непривлекательны для школьников. И это не меньше влияет на успеваемость, нежели природная склонность к гуманитарным или точным наукам. То ли дело пособия по истории, географии, биологии, выполненные в «золотом сечении». Эти предметы – первые в списках экзаменов по выбору.

СПОЕМ?

Работа ассистента кафедры прикладной математики Софьи Бирюковой связана с… музыкой. Всем известно, что она влияет на наше эмоциональное состояние. Но если звук совпадает или не совпадает по частоте с колебаниями внутренних органов, то последствия могут быть самыми разными, вплоть до возникновения болезней и их излечивания. В Древнем Египте пение хора избавляло от бессонницы, в Древней Греции звуки трубы исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы. Спокойная мелодия увеличивает количество лимфоцитов в крови. Существует даже направление в медицине – орнитотерапия, то есть лечение пением птиц, благотворно влияющим на работу мозга.

Еще будучи студенткой, Софья заинтересовалась этой необычной теорией. Играла на пианино, сопоставляла колебания звука, расписывала формулы. Но для полного исследования не хватало медицинского образования. Девушка не расстроилась, а продолжила выявлять сверхпериодичности, только в других областях. И вполне успешно. Нынешней работой аспирантки ЛГТУ заинтересовались в одной из телекоммуникационных компаний Липецка. Теперь Софья анализирует, в какое время суток и какие дни на пульт операторов поступает больше звонков от абонентов. Результаты позволят спрогнозировать объемы заявок.

 

Вот таким интересным математическим и физическим проектам был посвящен первый день работы девятой Школы молодых ученых. Во второй день обсуждали развитие туризма в области, производство и утилизацию отходов, влияние биологически активных веществ на организм человека, сельскохозяйственные вопросы и многое другое. Спросите, при чем тут математика? Ответим словами одного из крупнейших математиков ХХ века Андрея Колмогорова: без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления. Математика – это то, посредством чего люди управляют природой и собой.

Источник: http://mvestnik.lpgzt.ru/aticle/34201.htm

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка