Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Диалог - 9 выпуск Году русского языка и чтения, Неделе русской словесности в лицее посвящается…

22.01.2009 8997 просмотров

Диалог — 9 выпуск Году русского языка и чтения, Неделе русской словесности в лицее посвящается…

Как известно, наступивший год объявлен в России Годом русского языка. Причем объявлен таковым на самом высоком уровне. В преддверии праздничных каникул Президент РФ Владимир Владимирович Путин рассказал о специальной государственной поддержке, которая будет оказываться всем популяризаторам родного слова. Находчивые журналисты уже окрестили пристальное внимание Кремля к русскому языку еще одним «нацпроектом».

Громкие высказывания об опасностях, грозящих нашему языку, ни для кого не новы. Мы привыкли к ним, как к сообщениям о терактах. Такое сравнение приведено не случайно. Варварское отношение к любой Жизни на Земле – преступление, теракт по сути своей. А ведь язык – явление Живое. Это давно доказанный факт.

Сегодня многое из богатства родного языка и речи забывается, замещается более модными фразами, книгами, мыслями. Ясной истине сохранения и преумножения наследия русской истории и культуры противостоит ложь.

Ложь временного, наносного, сменяющего друг друга с наступлением нового утра. Еще вчера страна «задыхалась» от жаргона, а только позавчера общеупотребительными стали фразы-китч. Нынешний день славен и всплеском терминов. Молодежь общается на «суррогате» из геймерского, гламурного, сноубордистского, рэпперского «специальных» языков.

Приходиться согласиться, что здесь даны не заимствованные из ученых трудов наблюдения. Это правдивая картина живой разговорной речи. Просто послушайте себя и своих друзей…

Педагоги нашего лицея стараются заинтересовать учащихся многообразием преподаваемых дисциплин. Традиционные предметные недели позволяют тщательнее изучить любые науки, и понять в итоге, как неисчерпаема каждая из них! Но и в этом уважаемом перечне у русского языка есть свой пьедестал. Все же необозримость возможностей отечественного письменного, устного, электронного Слова поражает даже в таком «состязании бесконечностей»…

Пусть данная зарисовка не послужит никому укором. Ее создание преследует иные цели. Хотелось бы обратить Ваше внимание и на другие, вечные (если хотите) стороны жизни. И до нас накоплено немало интересного, стоящего! И этот багаж нужно везти дальше по длинному пути Истории, чтобы следующие поколения имели возможность выбора.

В новом номере «Диалога» мы публикуем отрывки из сочинений, творческих работ лицеистов. Все они посвящены нашему родному, великому и могучему.

Журналисты решили объединить несколько отзывов по одной теме под общей «вывеской». Роль «вывески» сыграют цитаты – изречения известных и великих о Русском Языке.

Приятного и вдумчивого прочтения, уважаемый читатель!

Пресс-центр

 

Автор эмблемы   Года русского языка Максим Самушев, 5Е

 

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара.

А. Н. Толстой

ООН официально признает мировыми языками семь: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Жизнь ставит всё на свои места, и становится очевидным, что русский язык необходим как для народов России, так и для союзных государств. Это хорошо поняли в Казахстане, Азербайджане, Армении. Там создаются все условия для дальнейшего развития и изучения русского языка.

Известный писатель-абхазец Ф. Искандер пишет: «Русский язык исторически объединял всех нас, через него мы друг друга понимали».

Олег Кудинов, 6Д

Рассуждая о мировой значимости русского языка, нельзя обойти стороной положение русскоязычного населения в бывших союзных республиках. Ситуация в Эстонии, Латвии, Литве, Грузии – ни для кого не тайна. Речь идет о массовом закрытии русских школ, неприятии русского языка как второго государственного. Хотя в каждой из вышеназванных стран процент русских граждан велик. И даже растиражированная история с памятником советским воинам в Эстонии – это «всход» из тех же «корней»…

Пресс-центр: по данным СМИ

Художественные произведения, созданные на русском языке, ценятся читателями всего мира. Пусть для них книги    Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Пушкина – переводная литература, но творили эти авторы на русском языке, неповторимость их произведений рождалась из самобытности национальной культуры.

О.В.Николаева, учитель русского языка и литературы

Многим запомнился репортаж, показанный на одном из центральных каналов в новостной телепередаче. Он был посвящен школе в Индии. Ребята там с удовольствием изучают русский язык. А кадр, в котором индийские школьники так чисто исполнили песню «Мы желаем счастья вам», и вовсе стал событием, действительно, мирового значения. В далекой, экзотической стране учат и ценят наш язык! Разве это не уточняет его статус как «одного из семи мировых»?

Мнение Пресс-центра

Письмо Русскому языку

Здравствуй, дорогой Русский язык! Я очень рад, что этот год в России посвящен Тебе! Ты трудишься все время. Ведь на Тебе говорят в селах, городах, странах. Ты навсегда записан в историю языков мира. Жители самого большого государства на свете общаются, благодаря Тебе.

Спасибо, что Ты существуешь! И благодарность, которую Ты получишь от русских людей, будет велика.

Павел Афанасов, 5Г

Каждая страна индивидуальна. Но чем, кроме месторасположения на планете, отличаются страны? Конечно, народом, его душой. Но в чём выражается душа?

И здесь не замедлит ответ – в языке. Именно в речи выражаются чувства, индивидуальность. Поэтому, если вам дорога своя Родина, то берегите родной язык…

Андрей Курбатов, 9Д

Автор эмблемы Года русского языка Яна Калинкина, 5Г

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры.

А.Куприн

 

Об истории и русской словесности

Просматриваю имена на переплетах книг, стоящих на полках домашней библиотеки. Н. Карамзин – А. Пушкин, М. Погодин – Л. Толстой, С. Соловьев – А. Блок, В. Ключевский – А. Толстой… Историки и писатели или писатели или историки? Верно и то и другое.

Работая над художественным произведением, каждый настоящий русский автор изучает отечественную историю. Восстание Пугачева, времена Смуты и опричнины, Отечественная война 1812 года, героизм защитников Севастополя… И это далеко не полный список событий и дат, подвергшихся пристальному вниманию писателей-историков.

Пусть в будущем русской словесности появятся творцы такого же дара, как перечисленные выше мастера. И эти новые «перья» гениально расскажут о новой истории нашего государства. Но трудностей на этом пути не мало.

Как говорил еще В.О. Ключевский, историк 19 века: «Ученик больше рассуждает, чем понимает, и больше толкует, чем может растолковать. В выносимых им впечатлениях больше самоуверенности, чем самосознания».

Еще недавно литературное образование, развитие дара слова, начитанность, знание и хорошее произнесение русских слов справедливо считалось мерилом образованности человека вообще. Отсутствие этого литературного образования у современной нам молодежи есть, по-моему, одна из веских причин современной юношеской малограмотности. Совершенно ошибочно полагают некоторые педагоги и родители, что все дело тут в сложности программы, компьютеризации, узких рамках стандартов. Многое зависит от внутренней культуры человека.

Хорошим учителем истории или словесности быть трудно. Для этих профессий необходимы такие качества, как: острый, критический ум, эстетический вкус, владение даром слова.

Дар живого слова – один из лучших даров человеческой природы. Говорить и благородно мыслить, анализировать события прошлого, настоящего, уметь предвидеть будущее – вот образ современного культурного человека.

В.В.Овчаренко, учитель истории

Богата история русского языка. Истоки ее, как истоки глубокой речки, таятся «под камнем» славянских времен. Оттуда, от Великого Переселения народов, от расселения славян и устроения Руси «есть пошел» родной язык. Словно в большом котле, вываривались в нем диалекты, наречия, заимствования. И все на пользу, на силу!

Олег Великоднев, 6Б

Автор эмблемы Года русского языка Анастасия Олейник, 7В

Слово – искусникам СЛОВА. Говорят наши олимпийцы…

Мы не часто задумываемся над тем, что слово – это дар. Наша главная задача – владеть им.

Сегодняшнее состояние русского языка внушает опасения. Та смесь «французского с нижегородским», на которой говорят на улицах и в общественном транспорте, просто пугает. Количество иностранных слов, употребляемых без нужды, становится ненормальным. Конечно, резервы заимствованной лексики должны пополняться. Ведь язык развивается, впитывая новое из других языков. Но когда в речи русского человека остаются лишь осколки родного слова – это уже болезнь. И ее нужно лечить.

Лекарство простое – книги. Не «однодневки» карманного формата, а классические произведения. Тот «золотой фонд» мировой библиотеки, что веками хранит живой и красивый язык, которого нам не хватает.

Оксана Цыбакова, 10Ж – победитель и призер городских и областных олимпиад по русскому языку

Год русского языка! Как это прекрасно! Сколько замечательных, греющих душу речей было и будет спето! Сколько умов возгорится патриотизмом!

Предлагаю, помимо «возгораний», еще и задуматься. Каждый одобряющий патриотическое отношение к родному языку в первой же неформальной беседе продолжит его засорение…

Что же, ждет нас впереди? Хочется верить, что Год, объявленный Президентом, станет не просто фейервеком разговоров и обсуждений проблем родной речи. А люди смогут понять и почувствовать, насколько близка по духу им речь предков.

Всеволод Клоков, 11Г — призер городской олимпиады по литературе

Отношение к языку как к погоде. То есть — не в моих силах изменить климат, течение ветров и распространение эрозии, но мое право ворчать на снег в конце апреля. И—устраивать свой микроклимат в своем жилище.

А. Слаповский

Сейчас в разговорах всё чаще и всё больше мелькают лишние слова, несущие ненужную информацию, захламляющие речь. К ним относятся слова иноязычного происхождения и жаргонизмы. Для чего они? Неужели русский язык настолько беден и гол?..

Неужели вы считаете, что жаргон добавляет блеск и показывает вашу гениальность и остроту? Все эти низкие, пошлые речи очерствляют человеческие души, вызывают чувство презрения к тому, кто произносит подобное, а иногда и сожаление. Ведь это слабость, неумение владеть тем оружием, которое может принести столько успехов и побед!

Наталья Иванникова, 9З

Сегодня молодежь зависит от круга своего общения. Клубы, «тусовки», бары… Здесь быстро теряется собственное «я». И позиции речевой культуры тоже сдаются быстро. Жаргон, слэнг – вот нормы «тусовочного» общения.

Только сильные характером люди не поддаются влиянию толпы. Но их с каждым днем становится все меньше. Не принять условий общества – значит стать «белой вороной». Такое испытание нужно суметь выдержать.

Рецепт от сквернословия? Каков он для современного русского человека, сказать трудно. Кто-то однажды принес в наш язык «заразу». И мне кажется, спасения от нее нет. Как это ни печально.

Фрешта Морозова, 11А

Самое важное в решении любой проблемы – понимание ее наличия. Остроту проблемы употребления моими сверстниками бранных слов недооценить трудно. Внимание каждого человека к собственной речевой культуре – выход из положения. Без самовоспитания любое влияние извне временно.

Дмитрий Чистозвонов, 11А

Автор эмблемы Года русского языка Дарья Буркова, 6Б

Часто можно слышать мнение о том, что молодежный жаргон – явление вечное и его не надо бояться. Однако раньше, как утверждают многие исследователи проблемы, это явление существовало параллельно с общепринятой речью, которой умели пользоваться более или менее образованные люди. Сейчас жаргон все чаще употребляется вместо нормального языка. В одной из газет я прочитала шутливое переложение известного пушкинского стихотворения «Я помню чудное мгновенье» на языке жаргона. Наверное, это было смешно, но мне почему-то стало жаль Пушкина.

Татьяна Сорокина, 7Б

МЕДВЕДЬ И КЕНГУРУ

Басня

К Медведю как-то  поутру
Приходит в гости Кенгуру,
Достаёт из чемодана
Ананас и два банана,
Киви, фейхоа, кокос
И задаёт вопрос:
– Не купишь это всё, сосед?
У вас такого в лесу нет!
– Зачем мне лишние растраты?
Мои леса и так богаты!
У нас растет малина, земляника,
Груши, яблоки, брусника,
Черёмуха, вишня, калина,
Смородина, клюква, рябина.
В сто раз полезней это ведь! –
Так отвечал ему Медведь.
– Не хочешь покупать? Скажи: я так беру! –
И весь свой чемодан оставил Кенгуру.

Что делать с фруктами?
Медведь не знает…
С чего начать? Не понимает…
Попробовал разгрызть кокос,
Но только поцарапал нос…
Немножко киви откусил –
Тотчас оскомину набил…
… … … … … … … … … … … … … … … … … …..
Ты русский человек и счастлив тем,
Что свой язык имеешь,
Но если ближнего ушей ты не жалеешь,
То знай: заимствованная речь
Не сможет от напасти уберечь,
Не по нашему нутру
Экзотичный Кенгуру.
Мораль у басни такова:
Употребляйте русские, понятные слова!

Н.М. Ярцева, учитель русского языка и литературы

Беспрецедентный по масштабам наплыв иноязычных слов! Сегодня мы говорим не просто о процессе заимствования, а об агрессивном вторжении американизмов.

Иностранные слова, которые мы не готовы осмыслить ни умом, ни чувством, затушёвывают истинный смысл происходящего, смягчают характеристики: вымогатель – рэкетир, убийца – киллер, продажность – коррупция и т. д. Понятно, что «мой Юрик – рэкетир» звучит приятнее, чем фраза отражающая русское представление о названном явлении.

Алексей Сячин, 9Б

Однако мы не стали говорить хуже, чем раньше, — просто язык стал свободнее, и все стремятся к яркости и выразительности речи. У нас есть много поводов гордиться своим языком. Ни в одном языке нет такого количества многозначных слов. А сколько слов можно образовать от одного корня, например: род, родинка, родной, Родина, народ…

Елена Лепехина, 6Г

ПЕТУХ И КАКАДУ

Приехал в гости к Петуху
Турист заморский – Какаду.
Решила эта птица
С подарками явиться.
Какаду привез меха
И наряжает Петуха.
Хозяин гостя хвалит,
А о безвкусице не знает…
Петух, подарочки любя,
Все напялил на себя
И в курятник поспешил,
Да только кур всех насмешил!
… … … … … … … … … … …..
Невежды также поступают:
Речь на себя чужую примеряют,
Не зная слов иных значение,
Их произносят в умилении.

Ксения Егорова, 5А

Наш язык постоянно обогащается. Слово «эстафета» известно многим как спортивный термин. Им называют соревнования команд в беге, плавании, когда на определенном участке дистанции один участник, сменяя другого, передает ему палочку. Оказывается, это слово в русский язык пришло из Франции в восемнадцатом веке и первоначально означало срочную почту. А в современном русском языке «эстафета» — еще и преемственность: «эстафета славы», «эстафета поколений».

Данила Пугач, 6Д

 

Выхожу из дома и «спотыкаюсь» о вывеску «Траттория пицца». Обратимся к словарю иностранных слов. «Траттория — ресторан, трактир в некоторых странах Западной Европы». «Пицца — лепёшка с начинкой». Итак, в переводе: «Ресторан-лепёшка». А чего стоит «Киндер Сити»! «Киндер»- из немецкого языка, «Сити»- из английского. Написано все русскими буквами. Только в нашем городе живёт несчастная «Арианда»… Вот почему русский язык нуждается в защите…

Антон Колганов, 9Б

Единственными, кто по-прежнему, как богатыри на охране границ земли русской, еще борются за сохранение нашего языка, остаются произведения русских писателей: А.Пушкина, М. Лермонтова, И.Тургенева.

Татьяна Сорокина, 7Б

Ребенок, только появившийся на свет, уже слышит слова, слышит журчание маминых сказок, колыбельных песен. Он понимает не значения слов, а интонации.

Немного подрастая, маленький человек понимает речь, говорит первое в своей жизни слово «ма-ма». И с этого слова начинается самое длинное и самое интересное путешествие в огромный океан слов, окружающих его, и речи — главной из средств выражения мыслей и чувств.

Позже приходит понимание, что в словах можно увидеть то, что никогда не видел, а может, и никогда не увидишь. И в каждом слове хочется выразить всю грусть, всю радость, всю любовь, всю душу…

Конкурс красоты

Как-то собрались Морфология, Орфография, Морфемика и Пунктуация и начали спорить, кто из них пойдёт на конкурс красоты.
— Конечно, я! – сказала Орфография.
-Нет, я пойду на конкурс красоты! – поправила её Морфология.
— А почему вы пойдёте, я пойду! – возразила Морфемика.
— Что вы тут ссоритесь, я идеал красоты! – заявила о себе Пунктуация.
— Ничего подобного! Я очень красива, и имя у меня звучит хорошо. Только послушайте – Мор-фо-ло-гия! А представляете, объявляют Мисс совершенство, и зовут её Пунктуация, встречайте! Да все со стульев упадут, пока её имя будут произносить, — съязвила Морфология.
— Нет, ты не права. Я лучше всех вас и достойна звания «Мисс красоты», и поэтому я пойду на конкурс, — спокойно сказала Морфемика.
Между ними завязался большой спор, и они никак не могли решить, кто же пойдёт на конкурс красоты. Ни Морфология, ни Морфемика, ни Орфография, ни Пунктуация — никто не хотел уступать. Все настаивали на своём:
— В моём разделе изучается система знаков препинания и их постановки. Это же так важно, без меня бы никто не смог грамотно выразить свои чувства, — говорила Пунктуация.
— А в моём разделе изучается состав слова, его строение. Если бы не было меня, вы не смогли бы определить понятие точно, например, без приставки или суффикса! – заявила Морфемика.
Но тут, конечно, вступила в спор Морфология:
— Вы говорите ерунду. Без меня бы вы не смогли точно выразить мысль.
— А кто бы смог без меня? Никто! – заговорила Орфография.
Все они переругались и больше не стали разговаривать друг с другом. Но тут на помощь пришёл мудрый Русский Язык и сказал:
— Что вы спорите, бесполезная трата времени! Каждая из вас красива по -своему, и вы не должны ссориться по всяким пустякам. Важно то, что вы друзья, и никакая преграда не может разрушить ваш союз. Помиритесь.
И четыре подружки помирились и больше никогда не ругались. А на конкурсе красоты им вручили приз «Сила Дружбы», и все остались довольны.

Екатерина Ломаченкова, 6В

Автор эмблемы Года русского языка Вячеслав Дмитриев, 5В

Главный редактор – заместитель директора по УВР Хроменкова О. О., 
Редактор – Николаева О. В., компьютерный дизайн и верстка – Сирченко Д. С.
Благодарим за сотрудничество Пресс-центр Лицейской Думы и Совета Дружины
Контактный телефон лицея №  44: 27-48-75.

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка