- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Ельчанинова Н. Ф. директор МОУ лицея № 44 Заслуженный учитель РФ к.п.н.
Лицей № 44 – крупнейшее общеобразовательное учреждение Липецкой области. Инновационный стиль образовательного процесса — традиция, заложенная десятилетиями успешной деятельности лицея. Проведение научно-практической конференции «К вершинам знаний», открывающей ежегодную Декаду науки в лицее № 44 — одна из самых значимых традиций и, в то же время, каждая такая конференция – прорыв в будущее.
Так, в 2007 г. конференция с участием заместителя главы администрации Липецкой области Кураковой Людмилы Валентиновны прошла под знаком социального партнерства лицея, вузов и будущих работодателей. В дальнейшем это направление нашло свое развитие в подпрограмме «Социальное партнерство» лицейской Программы развития на 2009-2011г.г.
В 2008г. лицей выбрал следующий девиз для научно-практической конференции «Инновационное образование для инновационной экономики». Доклады обучающихся носили не только теоретический, но и прикладной характер. В рамках круглого стола, посвященного деятельности федеральной и региональных экономических зон, приняла участие заместитель главы администрации Липецкой области Глуховкина Татьяна Александровна. Она обратила особое внимание на работы лицеистов, посвященные использованию нанотехнологий в металлургии, а также исследования о перспективах развития особых экономических зон.
Нынешняя научно-практическая конференция проходит под девизом «Непрерывное образование. Точка отсчета – школа». Такой девиз выбран не случайно. Конкурентоспособность страны в целом и Липецкого региона в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество компетенций, используемых в экономике и в социальной жизни.
Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.
Коллектив лицея считает, что основы для такой образовательной траектории должны быть заложены в стенах школы. Именно в школе формируются базовые компетентности современного человека, а именно:
Следовательно, главным результатом образования в лицее является готовность выпускников к полноценному участию в жизни государства в форме продолжения образования и трудовой деятельности.
Не случайно, девиз лицея «Достойное образование – успешная карьера». Одними из первых в регионе мы осознали простую истину: хорошо учиться и учить — интересно, престижно и выгодно!
В этом направлении сделано многое:
1. Лицей первым в области открыл профильные классы и сейчас образовательные программы реализуются по пяти профилям: физико-математический, социально-экономический, социально-гуманитарный, биолого-химический и лингво-информационный. Действует программа «Лицейское образование»
2. Сложилась система работы с одаренными детьми, начиная с начальной школы, что позволяет лицею удерживать лидирующие позиции в олимпиадном движении на уровне муниципалитета и области. Ежегодно представители лицея становятся победителями и призерами Всероссийских предметных олимпиад.
3. Создана эффективная система научно-исследовательской работы лицеистов в научно-лицейских обществах (в декабре 2008г. лицей отметил 10-летие НЛО). Ежегодно лицеисты участвуют в различных конференциях: «Старт в науку», «Шаг в будущее» и других, пополняя копилку лицейских побед.
4. Широко используется индивидуальный подход, создаются индивидуальные образовательные траектории, что позволяет достигать высоких образовательных результатов. На экране –
сравнительная таблица результатов ЕГЭ по русскому языку и математике выпускников лицея и среднеобластных.
5. Успешно реализуется воспитательная система «Человек для инновационного общества», направленная на социализацию обучающихся лицея и их адаптацию к новым вызовам. В 2009г. лицей завоевал 3 место в IY Всероссийском конкурсе воспитательных систем.
6. Лицей стал информационной площадкой и опорной школой в муниципальной системе образования в части современных информационных технологий и медиаобразования. Лицей – это место, где дети не только овладевают необходимыми знаниями, но и проникаются духом современного информационного общества. Сайт лицея неоднократно признавался лучшим сайтом среди образовательных учреждений города и области по различным номинациям.
7. Создана и успешно функционирует система социального партнерства, объединяющая лицей, вузы и будущих работодателей, что существенно повышает конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда.
8. Представители лицейского самоуправления не только осуществляют свои программы внутри лицея, но и участвуют в работе муниципальных и региональных молодежных структур, неоднократно становились финалистами областных и Всероссийских конкурсов лидеров ученического самоуправления и молодежных объединений.
9. Особое внимание в своей образовательной деятельности лицей уделяет вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования обучающихся и педагогов. В 2007г. Программа «Здоровьесберегающая образовательная среда лицея» признана лучшей среди школ Липецкой области.
10. Все вышеперечисленные процессы идут под эгидой Управляющего совета – органа государственно-общественного управления лицеем, объединяющего представителей родителей, учителей и обучающихся. Богатый опыт лицея, накопленный в этом направлении, позволил открыть на базе лицея региональную экспериментальную площадку «Государственно-общественное управление средствами ИКТ». В 2008г. Попечительская комиссия Управляющего совета победила в конкурсе Попечительских советов среди ОУ Липецкой области.
Коллектив лицея ясно понимает, что школа – это стартовая площадка для обучающихся, для их участия в создании новой экономики. В этом году мы планируем обсудить вопросы, связанные с конкурентоспособностью наших выпускников на рынке труда, а это в свою очередь зависит от тех компетенций, которыми они овладели в стенах лицея, и которые они смогут использовать в реальных и достаточно жестких условиях экономического кризиса.
На нынешней конференции каждый выступающий представит собственный продукт - доклад, исследование, презентацию. Лицеисты продемонстрируют уже сформированные социальные, коммуникативные и предметные компетенции. Сегодня вы убедитесь, что наши обучающиеся умеют организовать свою деятельность, объяснить явления окружающей их действительности, способны ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда.
Лицей № 44 давно и успешно сотрудничает со школами не только муниципалитета, но и области в целом. Резолюция научно-практической конференции 2008г. включала в себя пункт о придании конференции статуса региональной. С чувством глубокого удовлетворения я констатирую факт, что с нынешнего года конференция проводится как региональная, и представители школ области являются полноправными ее участниками. Ведь талантливые дети есть даже в самой отдаленной деревне, и наша конференция дает пусть маленькую, но возможность реализовать потенциал каждого из них. Даже те, кто не смог приехать лично, прислали свои исследовательские работы по электронной почте, а оргкомитет разместил их в брошюре с материалами конференции.
Одаренным детям свойственны такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно одаренные дети станут первопроходцами в осуществлении непрерывного образования, навыки которого формируются со школьной скамьи. От того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние всех будущих поколений. Говоря словами Президента РФ Д.А.Медведева «Главный критерий качества образования – конкурентоспособность и востребованность каждого выпускника как современной экономикой, так и современным обществом»