Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Лицейская образовательная система и духовно-нравственное становление лицеистов

22.01.2011 2299 просмотров

«Стать уникальным, а не первым»

Прокопенко О. Р.

Заместитель директора МОУ лицея №  44 г.Липецка

Почетный работник общего образования РФ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Федеральная подпрограмма «Одаренные дети» (2007-2010 г.г.) указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, а также нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, на оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, на формирование личностного и профессионального самоопределения. При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями.

В своем Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д. А.Медведев подчеркивает, что в России «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая этой деятельности.

Одаренным детям свойственны такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно одаренные дети станут первопроходцами в осуществлении непрерывного образования, навыки которого формируются со школьной скамьи. От того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние всех будущих поколений

Обучение одаренных детей — вопрос не корыстный, а нравственный. В идеале, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок — одарен он или нет — получил нужное образование. Но в нашем обществе, к сожалению, за много лет сложилась парадоксальная картина: одаренным детям оказывается меньше внимания, чем умственно отсталым.

В МОУ лицее №  44 традиционно уделяется особое внимание обучению  одаренных  детей. Так, создана образовательная среда коммуникативно-развивающего типа, которая предполагает:

  • Возможность выбора различных видов деятельностей (учебной, коммуникативной, художественной, спортивной, профилированной) как условия для самоопределения и саморазвития каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными потребностями.
  • Разработку и внедрение передовых информационных и гуманитарных технологий образования, обеспечивающих удовлетворение потребности общества и самих учащихся в их обучении, развитии и социализации.
  • Создание учебных и социальных ситуаций коммуникативного взаимодействия, в рамках которых происходит встреча субъектов образовательного процесса с социализирующим пространством лицея  и  муниципального пространства.
  • Разработку инновационных форм организации образовательного процесса, в том числе проектно-исследовательской, дистанционной и др. с учетом ступени обучения и индивидуальных особенностей и интересов детей.

Работать с такими детьми достаточно сложно, но мы говорим об особенной  школе с особенными  учителями.  Дети, различные как по характеру одаренности, так и по личностным характеристикам, не  впишутся  в базовые схемы, потребуют иных методов работы.

Известно, что одаренные люди далеко не всегда могут себя полностью самореализовать. Для того чтобы они смогли бы найти свое место в жизни, им нужна помощь, зачастую не только психологическая, но и организационная. В связи с этим  лицее в течение ряда лет опробуются модели поведения успешных людей.

В МОУ лицее постоянно действует  психологическая служба,  кабинет релаксации,   планируется организация нового  структурного  формирования в рамках лицея, ориентированного  на работу  с одаренными детьми.

В  МОУ лицее №  44 на основании психологической диагностики и результатов обучения детей  по итогам 5-го класса и после консультационных бесед с родителями создан специализированный  класс  для одаренных детей в рамках внутрилицейского эксперимента в параллели 6-х классов. В случае  удачного хода эксперимента такие спецклассы появятся последовательно в каждой параллели и  образовательный процесс будет строиться с учетом индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося с привлечением потенциала внеучебного и внеурочного времени.

Другое направление работы с одаренными детьми связано  с осуществлением сетевого взаимодействия с другими учебными заведениями муниципальной системы, а также с использованием потенциала  преподавателей и образовательной среды липецких вузов с целью создания временных и постоянных творческих групп одаренных обучающихся по различным направлениям учебной и социальной деятельности с использованием, в том числе,  и возможностей дистанционного обучения. Такой опыт накоплен в лицее в рамках опорного учреждения «Ресурсы медиаобразования»  муниципальной системы образования.

В рамках созданной  система работы с одаренными детьми выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе. Индивидуальный подход учителя, психолого-педагогическое сопровождение с первых дней занятий в группах по адаптации к школьной жизни, участие в школьном туре  олимпиадного движения для начальной школы – все это позволяет найти  и поддержать тех детей, потенциал которых позволяет в дальнейшем занять достойное место в команде талантов лицея. С учениками начальной школы занимаются педагоги основной ступени общего образования. Это позволяет добиться больших успехов на муниципальных турах олимпиад для младших школьников, а также завоевать победы на  региональных и Всероссийских конкурсах и конференциях. Таким образом,  достигается преемственность поколений в олимпийской сборной лицея.

В течение последних четырех лет лицей в числе лидеров по количеству победителей и призеров предметных олимпиад: обучающиеся лицея занимают более 20 призовых мест на муниципальных и более 10 на региональных предметных олимпиадах, становятся участниками заключительного этапа всероссийских предметных олимпиад.

В 2009-2010 учебном году обучающиеся лицея приняли участие не только в традиционных научно-исследовательских конференциях ( «К вершинам знаний») и интеллектуальных конкурсах регионального уровня ( «Шаг в будущее», «Старт в науку»), но и в 6 интеллектуальных конкурсах всероссийского уровня, 12 творческих конкурсах регионального уровня и 12 творческих конкурсах всероссийского уровня. Из общего числа участников интеллектуальных и творческих конкурсов 4 победителя регионального конкурса «Шаг в будущее», 6 победителей интеллектуальных конкурсов всероссийского уровня, 15 победителей и призеров творческих конкурсов регионального уровня, 12– всероссийского уровня.

В основе этих значимых успехов лежит большая и кропотливая работа педагогов-тьюторов и обучающихся в научно-исследовательских обществах лицея. Создание и функционирование научно-лицейского общества «Открытие»  – важный этап в истории лицея. Именно в научно-исследовательских обществах сделали свои первые шаги в науке сотни и сотни лицеистов.  За  более чем десятилетнюю деятельность научно-лицейского общества  около 400  учащихся  стали победителями и призерами  муниципального тура предметных олимпиад,  более 200  – регионального,  а  7  самых талантливых  подняли планку побед до Всероссийского уровня.

Итогом  научно-исследовательской работы лицеистов за год является Декада науки и традиционная  научно-практическая конференция «К вершинам знаний», которая с 2008г. имеет статус региональной. Каждая такая конференция – прорыв в будущее. По итогам конференции выпускается сборник работ участников, вручаются дипломы.  Мероприятия конференции широко освещаются в лицейских СМИ.

Лицей считает социальную деятельность одним из основных направлений в своей деятельности.  Стратегия развития лицея направлена на достижение таких  социальных эффектов, как формирование российской идентичности, воспитание полноправных членов гражданского консолидированного общества, придание образованию в лицее функции социального лифта – предоставление равных возможностей для получения качественного образования детьми  из различных по своему социальному     положению семей.

Социализация личности представляется как путь познания: от формирования ключевых компетенций к личностным компетентностям.

В рамках единого открытого воспитательного пространства лицея продолжала действовать модель воспитательной системы «Человек для инновационного общества: Социализация личности в условиях модернизации образования».

В 2009-2010 учебном году была разработана и внедрена новая модель функционирования ученического самоуправления «Коучинг и корпоративное союзничество. Самоуправление как оно есть». Продолжил свою работу клуб молодых лидеров лицея, действующий под девизом «Стать уникальным, а не первым!». Программа подготовки лидерского актива была трансформирована и ряд ее модульных блоков адаптирован под младший школьный возраст. Таким образом, в прошедшем учебном году к клубу лидеров присоединился актив самоуправления начальной школы.

Успешно функционировал  сетевой  медиацентр для одаренных детей  по довузовской профориентационной работе.

В течение учебного года осуществлялся  медиапроект «Планирование карьеры» с участием органов лицейского самоуправления, медиацентра  и стратегических партнеров лицея.

Были проведены традиционные общественные слушания по проблемам социального партнерства в рамках ежегодной Декады науки совместно с Управляющим Советом.   Был проведен круглый стол с участием представителей ОАО «НЛМК“ для обучающихся 11-х классов“Мой комбинат – мой город — моя судьба».  Были проведены встречи с выпускниками МОУ лицея №  44 – сотрудниками ОАО «НЛМК». Ежегодно на  итоговом заседании Управляющий совет заслушивает отчет о реализации программы «Социальное партнерство».

Задачи личностного, познавательного и социального развития не могут быть решены без формирования компетентностей в общении. Овладение вербальными и невербальными средствами коммуникациями, умение работать с любыми источниками информации, создавать свою собственную информацию и распространять ее в окружающем мире –  такими медиакомпетентностями  владеют лицеисты. Медиаобразование сквозной нитью проходит через весь образовательный процесс в лицее. Основная нагрузка ложится на воспитательную систему лицея,  которая базируется на принципах медиаконсалтинга. Предмет «Медиобразование» преподается в лицее в течение трех лет.  В 2009-2010учебном году  был введен предмет «Медиаобразование» на английском языке в профильном лингво-информационном классе.Свободное владение медикомпетентностями послужит основой для формирования универсальный учебных действий и обеспечит возможность для обучающегося овладевать все новыми компетентностями.

Таким образом, в лицее созданы условия для  выявления, сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей.   Интеллектуальность, креативность, настойчивость в сочетании с  гражданской позицией и высоким уровнем нравственного сознания – вот результат, к которому стремится лицей в работе с одаренными детьми. Модель выпускника лицея предполагает наличие таких качеств, как высокая степень социализации, овладение ключевыми компетенциями, гражданскую идентичность и обладание гуманистическим мировоззрением.  Инновационное мышление выпускников лицея №  44 г.Липецка  позволит им в дальнейшем создавать инновационную экономику России.

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка