Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Основные направления деятельности опорного образовательного учреждения МОУ лицея №44 «Ресурсы медиаобразования» в 2010-2011 учебном году

21.01.2011 3818 просмотров

Тема:

Использование  ИКТ и медиаресурсов при формировании универсальных учебных действий  обучающихся и формировании профессиональной компетентностной среды.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Функции универсальных учебных действий — обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы). Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Технологические навыки, являющиеся элементами ИКТ-компетентности и медиакомпетентности, формируются не изолированно, а в контексте их применения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Использование медиасредств и ИКТ  помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий.  Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий:

личностные – определяющие мотивационную ориентацию в разных видах деятельности, внутреннюю позицию;

регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности (способность принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия и т.д.).

познавательные – общеучебные (в том числе связанные с использованием знаково-символические средств), логические, связанные с общими приемами решения проблемы;

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность (умение организовывать и осуществлять совместную деятельность со сверстниками и взрослым, адекватно передавать информацию в речевой форме и т.д.),

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.

За период работы опорного учреждения «Ресурсы медиаобразования» лицеем №  44  накоплен  большой опыт  по формированию и использованию в учебной и внеучебной деятельности медиа и ИКТ-компетентностей. Помимо деятельности телестудии лицея, были созданы сетевые медиапроекты с участием школ города: веб-квест, посвященный Году русского языка в РФ,  проект «Элементы дистанционного обучения в Moodle», проект «Времена года» учителей английского языка.

Курс профессора  Федорова А. В. «Медиаобразование: история, теория и методика» и работы его учеников профессора А.П.Короченского (г.Белгород) и профессора Н.Б.Кирилловой (г.Екатеринбург) позволяют формировать  медиа и  ИКТ-компетентности учащихся  в рамках системно-деятельностного подхода, в т.ч. и при организации внеучебной деятельности во второй половине дня.

Научить детей правильно работать с информацией и ориентироваться в информационных потоках может учитель, который сам владеет икт и медиа компетентностями.  Поэтому опорное учреждение планирует осуществлять свою деятельность совместно с городским методическим объединением начальной школы, которое возглавляет учитель лицея Колганова Наталья Евгеньевна. Это позволит создать новую организационную модель деятельности опорного учреждения и эффективно использовать совместный ресурс опорной школы и ГМО при введении  ФГОС нового поколения.

 

Таким образом,

Деятельность лицея №  44 как опорного учреждения предполагает поддержку педагогов в приобретении необходимого опыта в формировании УДД, а также медийное сопровождение проектов коллег,  способствующих развитию профессиональных компетентностей.

 

Цели проекта:

§    медийное сопровождение проектов инновационных площадок, направленных на подготовку педагогов реализации ФГОС

§    внедрение опыта лицея №  44 по использованию  способов формирования УДД с использованием и на материале ИКТ и медиаресурсов;

§    подготовка совместных методических рекомендаций по формированию  УДД и использованием ИКТ и медиаресурсов.

 

Задачи проекта:

§    аккумулирование опыта коллег по формированию УДД и подготовке к ФГОС

§    теоретическое и методическое осмыление педагогами универсальных учебных действий, выполняемых в информационной среде: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных;

§    применение в школах партнерах способов работы по  формированию УУД в информационной среде.

Предполагаемые продукты проекта:

§    сборник «Результаты деятельности комплекса инновационных площадок по подготовке к переходу на ФГОС»

§    сетевой медиаресурс обучающихся, посвященный Году космонавтики в Российской Федерации

§    методические рекомендации по организации внеучебных занятий с  использованием ИКТ и медиаресурсов.

В заключение хотелось бы поблагодарить школы, входящие в комплекс инновационных площадок, за неоценимую помощь при создании фильма о  нашей деятельности.  Лицей надеется, что и в текущем учебном году опорное учреждение «Ресурсы медиаобразования» внесет свой вклад в  освещение процесса  инновационной деятельности  муниципальной системы образования не только посредством создания видеопродукта, но и используя ресурс  новой типографии, что позволит тиражировать опыт школ -  членов муниципального инновационного сообщества.

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка