- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Тема:
Использование ИКТ и медиаресурсов при формировании универсальных учебных действий обучающихся и формировании профессиональной компетентностной среды.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Функции универсальных учебных действий — обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы). Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Технологические навыки, являющиеся элементами ИКТ-компетентности и медиакомпетентности, формируются не изолированно, а в контексте их применения для решения познавательных и коммуникативных задач.
Использование медиасредств и ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
личностные – определяющие мотивационную ориентацию в разных видах деятельности, внутреннюю позицию;
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности (способность принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия и т.д.).
познавательные – общеучебные (в том числе связанные с использованием знаково-символические средств), логические, связанные с общими приемами решения проблемы;
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность (умение организовывать и осуществлять совместную деятельность со сверстниками и взрослым, адекватно передавать информацию в речевой форме и т.д.),
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
За период работы опорного учреждения «Ресурсы медиаобразования» лицеем № 44 накоплен большой опыт по формированию и использованию в учебной и внеучебной деятельности медиа и ИКТ-компетентностей. Помимо деятельности телестудии лицея, были созданы сетевые медиапроекты с участием школ города: веб-квест, посвященный Году русского языка в РФ, проект «Элементы дистанционного обучения в Moodle», проект «Времена года» учителей английского языка.
Курс профессора Федорова А. В. «Медиаобразование: история, теория и методика» и работы его учеников профессора А.П.Короченского (г.Белгород) и профессора Н.Б.Кирилловой (г.Екатеринбург) позволяют формировать медиа и ИКТ-компетентности учащихся в рамках системно-деятельностного подхода, в т.ч. и при организации внеучебной деятельности во второй половине дня.
Научить детей правильно работать с информацией и ориентироваться в информационных потоках может учитель, который сам владеет икт и медиа компетентностями. Поэтому опорное учреждение планирует осуществлять свою деятельность совместно с городским методическим объединением начальной школы, которое возглавляет учитель лицея Колганова Наталья Евгеньевна. Это позволит создать новую организационную модель деятельности опорного учреждения и эффективно использовать совместный ресурс опорной школы и ГМО при введении ФГОС нового поколения.
Таким образом,
Деятельность лицея № 44 как опорного учреждения предполагает поддержку педагогов в приобретении необходимого опыта в формировании УДД, а также медийное сопровождение проектов коллег, способствующих развитию профессиональных компетентностей.
Цели проекта:
§ медийное сопровождение проектов инновационных площадок, направленных на подготовку педагогов реализации ФГОС
§ внедрение опыта лицея № 44 по использованию способов формирования УДД с использованием и на материале ИКТ и медиаресурсов;
§ подготовка совместных методических рекомендаций по формированию УДД и использованием ИКТ и медиаресурсов.
Задачи проекта:
§ аккумулирование опыта коллег по формированию УДД и подготовке к ФГОС
§ теоретическое и методическое осмыление педагогами универсальных учебных действий, выполняемых в информационной среде: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных;
§ применение в школах партнерах способов работы по формированию УУД в информационной среде.
Предполагаемые продукты проекта:
§ сборник «Результаты деятельности комплекса инновационных площадок по подготовке к переходу на ФГОС»
§ сетевой медиаресурс обучающихся, посвященный Году космонавтики в Российской Федерации
§ методические рекомендации по организации внеучебных занятий с использованием ИКТ и медиаресурсов.
В заключение хотелось бы поблагодарить школы, входящие в комплекс инновационных площадок, за неоценимую помощь при создании фильма о нашей деятельности. Лицей надеется, что и в текущем учебном году опорное учреждение «Ресурсы медиаобразования» внесет свой вклад в освещение процесса инновационной деятельности муниципальной системы образования не только посредством создания видеопродукта, но и используя ресурс новой типографии, что позволит тиражировать опыт школ - членов муниципального инновационного сообщества.