Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Подпрограмма Программы развития МОУ лицея №44 г.Липецка «Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования»

20.01.2011 4459 просмотров

Скачать презентацию к материалу

Наименование программы:  “Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования»

Основания для разработки программы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный Закон об образовании;
  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ №  120 «Об основах системы профилактики системы безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;
  • Национальная Доктрина развития образования;
  • Федеральная Программа развития образования на 2000-2010г.г.;
  • Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010г.г. подпрограмма «Здоровое поколение»
  • Федеральная программа модернизации школьного питания;
  • Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;
  • Областная целевая программа «О со­вершенствовании работы по социально-гигиеническому мониторингу в Липецкой области на 2006-2010 годы»;
  • Программа  развития образования  г. Липецка на 2009-2011г.г.
  • Устав МОУ лицея №  44

 

Разработчик программы: комиссия Управляющего Совета по формированию идеологии здорового образа жизни,  научно-методический совет лицея,  лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования,  кафедра физического воспитания, кафедра современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности МОУ лицея №  44.

 

Цель программы:

Сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих  педагогических технологий.

Создание условий для развития способностей и самореализации личности на основе сохранения потенциала физического, психического, социального, нравственного и духовного  здоровья участников образовательного процесса.

 

Задачи программы:

  • Обеспечить выполнение основных положений Декларации Прав Ребенка, закона РФ «Об образовании» направленных на защиту здоровья и полноценного образования;
  • Провести тщательный комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса с привлечением специалистов в области педагогики, школьной гигиены, психофизиологии, возрастной физиологии;
  • Совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, обратив особое внимание на придание образованию   личностно-ориентированного характера;
  • Разработать и провести  цикл  мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических работников;
  • Продолжить  осуществление  мониторинга состояния здоровья детей и подростков;
  • Обеспечить эффективную реализацию здоровьесберегающих технологий в лицейском образовании;
  • Осуществлять на  системной основе интеграцию программ образовательных областей, способствующих формированию культуры здоровья (биология, ОБЖ, экология, психология, физическая культура, валеология и др.);
  • Продолжить работу совместно с организациями — социальными  партнерами лицея по    гигиеническому образованию  и  формированию здорового образа жизни лицеистов;
  • Усовершенствовать систему  первичной профилактики злоупотребления ПАВ через систему  информационных программ для обучающихся и их родителей с использованием  возможностей медиаобразования;
  • Использовать возможности  ученического самоуправления и детских организаций         лицея для сдерживания прогрессирования у подростков поведенческих проблем;
  • Использовать возможности  государственно-общественного управления для дальнейшего формирования  у лицеистов культуры здорового образа жизни как части  общей культуры человека.

Сроки реализации программы: 2009-2011г.г.

 

Основные исполнители программы:

  • Управляющий Совет;
  • Научно-методический совет;
  • Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования;
  • Кафедра физической культуры;
  • Кафедра биологии;
    • Кафедра  современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности;
    • Медиацентр лицея;
    • Лицейская Дума;
    • Спортивно-оздоровительный центр лицея;
    • Медико-генетический кабинет лицея совместно с ЛОНД;
    • Областной центр профилактики и борьбы со СПИД (по согласованию);
    • Отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактики управления по Липецкой области ФС  РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств (по согласованию);
    • Липецкая областная детская библиотека (по согласованию);
    • Липецко-Елецкая Епархия (по согласованию);
    • Инспекция по делам несовершеннолетних Правобережного ОМ УВД г.Липецка;
    • Детская поликлиника №  1 г.Липецка;
    • Учреждения спорта и физической культуры (по согласованию).

 

Ожидаемые конечные результаты:

Реализация программы позволит:

  • Усовершенствовать созданную в МОУ лицее №  44    модель развивающего, здоровьесберегающего, безопасного образовательного пространства;
  • Улучшить качество лицейского  образования  на основе эффективного функционирования   здоровьесберегающей среды и  применения здоровьесберегающих и  здоровьеформирующих  технологий образования;
  • Проводить  динамический анализ функционального состояния субъектов образовательного процесса;
  • Снизить  заболеваемость и уровень  функциональных нарушений у обучающихся и педагогов;
  • Повысить уровень  профессиональной культуры и компетентности специалистов лицея;
  • Повысить   уровень физического развития и физической подготовленности лицеистов;
  • Оптимизировать адаптационные процессы  на всех этапах обучения;
  • Повысить  успешность детей и подростков в процессе обучения и овладения различными видами деятельности за счет снижения заболеваемости;
  • Снизить  количество  детей группы  социального риска с девиантными формами поведения;
  • Осуществить социальную  адаптацию  детей и подготовку их к самостоятельной жизни;
  • Создать возможности  для формирования основных жизненных ценностей ребёнка, в которых здоровье займёт престижное место;
  • Стабилизировать  и  улучшить  состояние  физического, психического, социального, нравственного,  духовного и  интеллектуального здоровья детей.

Контроль за выполнением программы:

Общий контроль за выполнением программы осуществляет Управляющий совет  МОУ лицея №  44 в лице председателя, а также  директор и заместитель директора по учебно-воспитательной   работе.

 

 

Введение

Лицейская  программа   «Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования» определяет приоритетные направления  организации работы по сбережению и укреплению здоровья учащихся, выбору  образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников, формированию здорового образа жизни, первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции.

 

1.     Анализ состояния проблемы

Лицей №  44 города Липецка является инновационным общеобразовательным учреждением.

Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образова­тельных программ начального общего образования, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающими дополнительную (углублённую, профильную) под­готовку обучающихся. Лицей предоставляет наиболее способным, одарённым обучающимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуаль­ных творческих запросов, самостоятельного выбора предметов различных циклов с целью углублённого, профильного изучения и осуществления индивидуальной подготовки в выс­шие учебные заведения.

Лицей имеет ежегодную наполняемость обучающихся около 1500 человек, пре­доставляя возможность получения качественного образования детям всего города: в лицее обучаются 80% детей микрорайонов города и 20% собственного микрорайона. Наполняемость классов — от 22 до 30 человек.

Лицей располагает высоким кадровым потенциалом. Из 142 педагогов 85  имеют высшую квалификационную категорию. В педагогическом коллективе 9  Заслуженных учителей РФ, 45  отличников просвещения РФ и Почётных работников образования РФ. Имеют правительственные награды 5 педагогов. В лицее работают 17 кандидатов наук и 1 доктор наук.

В лицее отработаны модели собственного учебного плана, что даёт возможность по­вышения качества образования по отдельным образовательным областям и обеспечивает формирование информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.  Предпрофильное обучение (с 2005 года) ведётся с пятых классов. С восьмых по одиннадцатые классы реализуются профильные образовательные программы по пяти направлениям: физико-математическому, социально-экономиче­скому, химико-биологическому, социально-гуманитарному, лингво-информационному.

Образовательные профильные программы классов в значительной мере обеспечи­вают удовлетворение интересов, склонностей обучающихся, повышают возможности гаран­тированного, доступного, качественного образования, соответствующего различному уров­ню способностей, физического и психического здоровья обучающихся.

Совершенствуется управление образовательным процессом. Отработана система автоматизированного  мониторинга результатов качества образования, синхронного отслеживания успешности обучения, здоровья, посещаемости учащихся. Лицей работает в творческом взаимодействии и сотрудничестве с ЛГПУ, ЛГТУ, ВГУ, МИСиС,   и др.

Лицей имеет Программу развития на 2009-2011г.г., построенную на предпосылке возрастания роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии страны и региона и реализации принципа  постоянного развития лицея №  44. В основе Программы лежит обеспечение преемственности в процессе реализации  лицейских образовательных программ.

Известно, что обучение в инновационных общеобразовательных учреждениях характеризует­ся значительной интенсификацией учебного процесса, увеличением объема и усложнением содержания учебных программ без необходимого учета в организации учебного процесса психофизиологических особенностей детей разного возраста. В связи с этим (впрочем, как и в других образовательных учреждениях региона и страны в целом) в лицее просматривается отчетливая тенденция к снижению качества здоровья лицеистов. Так, в 1992 году в первые классы лицея поступило здоровыми (с I группой здоровья) 20% детей, с хроническими забо­леваниями (с III группой) — 11,5%; в 1995 году те же данные составили 18,7% и 16,5%, а в 2002 году — 18% и 27% соответственно. В 2007 году окончили 11-е классы с Ш-й группой здоровья 28,9%, а 10-е классы — 42,4% школьников.

Учитывая тревожную тенденцию к снижению качества здоровья обучающихся, в течение последнего десятилетия в лицее проводится целенаправленная работа, ориентиро­ванная на решение проблемы. В связи с этим с декабря 2004 года на базе лицея №  44 работа­ет лаборатория «Безопасная здоровьесберегающая образовательная среда» Института разви­тия образования управления  образования и науки Липецкой области. Накопленный опыт лицея и его творческое сотрудничество с лабораторией позволили разработать комплексно-целевую про­грамму лицея, направленную на повышение качества здоровья всех участников образова­тельного процесса на период до 2008г.  С 2007 года на базе МОУ лицея №  44 осуществляет успешную деятельность медико-генетический кабинет совместно с ЛОНД. Это позволило вывести на качественно новый уровень  осуществление работы по профилактике потребления ПАВ в лицее.

При планировании и осуществлении  работы  по формированию здоровьесберегающей среды лицея, включая как необходимую составляющую  профилактику наркомании и ВИЧ-инфекции,   Управляющий  ставит своей целью создание в лицее комфортных  условий для развития интеллектуальной, эмоциональной, духовной и физической культуры и расширения воспитательного пространства.

Для достижения этой цели  были выбраны следующие приоритеты в укреплении здоровья современных подростков:

  • Информационная политика, направленная на пропаганду здорового образа жизни;
  • Повышение двигательной активности;
  • Снижение психо-эмоционального напряжения, стресса и тревожности.

Образовательное пространство лицея  – это динамическая совокупность различных воспитательных и обучающих сред, во взаимодействии с которыми развивается, социализируется и воспитывается личность.

Образовательная среда лицея  – духовное, материальное (предметное) и событийное наполнение  жизнедеятельности лицеистов, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала, повышение нравственной воспитанности. В системе личностно ориентированного воспитания выделяют различные среды самореализации личности: среда родительского дома, лицейская  среда, оздоровительная среда, досуговая среда и т.д.

Деятельность здоровьесберегающнй образовательной среды лицея  обеспечивается единством действий всех субъектов образования муниципалитета  и социальных партнеров из сопричастных с ним сфер, особенно медицины, экологии, культуры, социальной защиты и т.д.

Здоровье обучающихся базируется на следующих уровнях:

w  мировоззренческий — духовное совершенство (от здорового тела к здоровому духу)

w  социальный  — социальное благополучие (от социальной адаптации к духовному здоровью)

w  биологический — физическое здоровье (от физического здоровья к психологической защите)

w  психологический – психического здоровье (от психологической защиты к социальной адаптации).

Для того, чтобы выпускники лицея завершили среднее образование, сохранив  индивидуальное здоровье, лицейская концепция формирования здоровой личности включает следующие составляющие:

w  знания о здоровье;

w  положительный психологический настрой;

w  личная и общественная гигиена;

w  оптимальная двигательная активность;

w  рациональное питание;

w  восстановление функций организма;

w  отказ от вредных привычек;

w  закаливание.

Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая  деятельность лицея предполагает:

w  оптимальное сопровождение образовательного процесса;

w  обучение основам ЗОЖ;

w  воспитание здоровой личности;

w  формирование культуры здоровья;

w  повышение компетентности в области формирования ЗОЖ всех субъектов образовательной деятельности.

В системе психологической и практической подготовки педагогов к ЗОЖ  предусматривается  образовательно-оздоровительные программы для учителя, куда входят уроки-семинары «Здоровье», клубы, секции спортивно-оздоровительного направления, встречи, беседы с врачами, формирование философии здоровья человека в обучающих системах.

Особое внимание уделяется деятельности кафедры физической культуры и НЛО  данной кафедры.  Широко известен опыт лицея по организации деятельности спецмедгрупп, неоднократно проводились семинары и творческие мастерские по диссеминации интересного опыта. Оборудован специальный бишофитовый зал для занятий специальных медицинских групп.

Методика воспитательного воздействия предполагает использование словесных форм (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, устные журналы, беседы); практических – походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков); наглядных форм – выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды).

К основным направлениям педагогической деятельности МОУ лицея №  44  в формировании здоровья учащихся относятся:

w  формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса;

w  внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ;

w  формирование валеологической культуры педагогов, обучающихся и родителей;

w  отслеживание параметров всех участников педагогического процесса (совместно  с психологами и медицинскими работниками);

w  профилактика и коррекция социально-вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании);

w  социально-педагогическая поддержка детей «группы риска».

Управление деятельностью здоровьесберегающей среды в лицее осуществляется по следующим направлениям:

1.     Управляющий совет лицея осуществляет общее  планирование  и определяет основные пути реализации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей  деятельности через работу комиссии по формированию идеологии здорового образа жизни;

2.     Научно-методический совет лицея рассматривает целесообразность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

3.     Кафедра физической культуры ведет экспериментальную работу по функционированию спецмедгрупп.

4.     Медиацентр лицея осуществляет информационную поддержку здоровьесберегающих проектов.

5.     Кафедра современных педагогических технологий охватывает два направления:

5.1.         Работа классных руководителей. В масштабе школы она координируется посредством систематических совещаний и семинаров классных руководителей. Один раз в четверть проводятся заседания методического объединения классных руководителей и старших воспитателей «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

5.2.         Работа руководителей воспитательных центров. В таких центрах работа ведется с разновозрастными группами, охватывается таким образом почти весь ученический коллектив.

6.  Органы ученического самоуправления осуществляют управление  действиями детского коллектива в рамках функционирования здоровьесберегающей образовательной среды.

В лицее создана ученическая структура, отвечающая  за поддержание здорового образа жизни в классе и на уровне лицея. Система формирования здоровья обучающихся вводится с целью улучшить здоровье учеников, выработать качества личности, необходимые для самозащиты и здорового образа жизни, широкого привлечения учащихся в процесс организации школьной жизни

Социальная защита учащихся, укрепление их здоровья и профилактическая оздоровительная работа учебного заведения становится актуальной проблемой общества, государства, семьи и школы.

Основные приоритеты в формировании духовного и физического здоровья обучающихся:

1.     образование и воспитание учащихся в области здоровья – неотъемлемая часть педагогического процесса;

2.     образование и воспитание в области здоровья – важный составной компонент психофизического развития и саморазвития личности;

3.     образование и воспитание в области здоровья выступают как условие, средство и результат формирования здоровой  личности.

 

 

 

 

 

 

Мероприятия по выполнению   подпрограммы  «Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования»

№ 

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители мероприятия

I. Подготовка педагогических кадров

1.

Участие в обучающих семинарах, проводимых органами управления образованием региона

По мере проведения

Администрация лицея, председатель МО кл.руководителей и ст.воспитателей

2.

Проведение семинаров с приглашением соответствующих специалистов по ознакомлению педагогов с  здоровьесберегающими и здоровьеформирующими технологиями

Один раз в триместр

Администрация лицея

Научно-методический совет

3.

Обучение классных руководителей и старших воспитателей проведению социально-ролевых игр и тренингов в классных коллективах.

ежемесячно

Психологическая служба лицея.

4.

Оказание методической помощи при составлении программ элективных курсов, связанных с пропагандой ЗОЖ и первичной профилактикой наркомании и ВИЧ-инфекции.

В течение года

Методическая служба лицея, кафедра современных  педагогических технологий.

II.  Развитие материально-технической базы здоровьесберегающей образовательной среды

1.

Строительство и оборудование мини-спортивных площадок для  проведения уроков физической культуры

2009-2011г.г.

Попечительская комиссия Управляющего совета

2.

Капитальный ремонт и модернизация основного  спортивного зала, приобретение и установка современного спортивного оборудования

2010-2011г.г.

Попечительская комиссия Управляющего совета

3.

Оборудование дополнительных  тренажерных залов в лицее

2009-2010г.г.

Попечительская комиссия Управляющего совета

4.

Капитальный ремонт и модернизация спортивного зала начальной школы

2010-2011г.г.

Попечительская комиссия Управляющего Совета

5.

Создание  специализированного отдела медиатеки по формированию идеологии здорового образа  жизни

2009г.

Попечительская комиссия Управляющего Совета

Медиацентр лицея

III.  Повышение качества образования. Предупреждение перегрузки обучающихся в учебном процессе

1.

Проведение и отслеживание эффективности работы по скрининг-диагностике обучающихся

2009-2010г.г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования при научно-методическом совете (НМС)

2.

Разработка методических рекомендаций по организации и проведению уроков фи­зической культуры с учётом состояния здоровья обучающихся и возрастных групп

 

2009г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования при НМС

3.

Разработка методических рекомендаций по организации и проведению уроков фи­зической культуры с учётом состояния здоровья обучающихся и возрастных групп

 

2009-2010г.г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования при НМС

4.

Отслеживание и предупреждение негативного влияния образовательных программ лицея на снижение здоровья обучающихся

 

2009-2010г.г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования при НМС

5.

Разработка методрекомендаций по  увеличению двигательной активности обучающихся на переменах

 

2009г.г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования при НМС

6.

Анализ содержания и времени дополнительного образования в индивидуальных образовательных программах обучающихся

 

2009г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования при НМС

7.

Внедрение в практику системы совместной  работы всех участников образовательного процесса  по предупреждению травматизма обучающихся в образовательном процессе

 

2009г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования при НМС

Кафедра современных педтехнологий

8.

Проведение мониторинга сохранения и укрепления здоровья обучающихся по индивидуальной карте развития лицеиста на весь период обучения

2009-2011г.г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования при НМС

Кафедра современных педтехнологий

9.

Совершенствование работы по реализации оздоровительной направленности физического воспитания, сочетание обучения, воспитания, лечебно-профилактических мероприятий и отдыха

2009-2011г.г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования при НМС

Кафедра физвоспитания

10.

Соблюдение санитарных норм и правил объёма максимально допустимой нагруз­ки, в т.ч. по нормам домашних заданий;

 

2009-2011г.г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования при НМС

 

11.

Совершенствование медицинского обслуживания обучающихся в лицее,  неукоснительное обеспечение врачебного контроля обучающихся в процессе учебных, учебно-тренировочных занятий, соревнований

 

2009-2011г.г.

Администрация лицея

12.

Совершенствование системы обеспечения обучающихся горячим питанием в лицее

 

2009-2011г.г.

Управляющий Совет

Администрация лицея

IY.  Воспитание культуры здоровья участников образовательного процесса

1.

Преподавание учебной дисциплины «Валеология (культура здоровья)» в 5-7 и в 11 классах;

 

2009-2011г.г.

Научно-методический совет

2.

Интеграция вопросов, связанных с воспитанием культуры здоровья, в преподава­ние базисных учебных дисциплин

2009-2011г.г.

Научно-методический совет

Предметные кафедры

3.

Работа университета для родителей по ступеням обучения

 

1 раз в триместр

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

Ассоциация председателей родительских комитетов лицея

4.

Разработка памяток по различным вопросам обеспечения здоровья для лицеистов и их родителей;

 

2009г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

 

Y.  Создание условий для поддержки одаренных детей

1.

Обновление банка программно-методических материалов, методик, технологий по работе с одаренными и высокомотивированными лицеистами;

 

2009-2011г.г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

 

2.

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе, проведение тренингов и семинаров для лицеистов

 

1 раз в триместр

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

Психолого-педагогическая служба

 

3.

Разработка индивидуальных образовательных программ для отдельных особо одаренных лицеистов по согласованию с родителями

ежегодно

Научно-методический совет

4.

Ознакомление обучающихся лицея с успехами одаренных, высокомотивированных лицеистов в СМИ лицея

 

1 раз в триместр

Медиацентр лицея

YI.  Создание условий для обеспечения безопасного здоровьесберегающего процесса

1.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований, санитарно-гигиенического состоя­ния во всех учебных помещения лицея согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2 1178-02 от 28.11.2002 №  49;

 

Ежегодно

Управляющий Совет

Администрация лицея

2.

Обеспечение постоянного контроля состояния травмоопасных кабинетов, мастерских, спортивных залов и спортивных площадок, исправность электрических розеток, наличие апте­чек, инструкции и журналов по охране труда

 

Ежегодно

Управляющий Совет

Администрация лицея

3.

Проведение занятий с  обучающимися, педагогическими, техническими работниками и другим обслуживающим персоналом по изучению правил обеспечения безопасности; проведение тренингов по дей­ствиям в чрезвычайных ситуациях

 

1 раз в триместр

Администрация лицея

4.

Отработка правил и действий поста охраны в основном здании и в здании начальной школы

 

1 раз в месяц

Администрация лицея

5.

Отработка действий коллектива лицея в чрезвычайных ситуациях по отдельному плану

1 раз в триместр

Администрация лицея

Штаб ГО лицея

YII.  Развитие физической и двигательной активности лицеистов

1.

Разработка критериев оценки утомления обучающихся (по внешним признакам)и в соответствии с ними использование физкультми­нуток, физкультпауз, переключения внимания и др.

 

2009г.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

2.

Проведение динамических пауз для предупреждения преждевременного умственного утомления и профилактики нарушений зрения, осанки и возникновения застойных явлений в кровообращении и дыхании (ежедневно на 3-м уроке обеих смен по лицейскому кабельному телевидению проводятся физкультпаузы);

 

Ежедневно

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

Медиацентр лицея

3.

Мониторинг уровня и состояния здоровья для выявления учащихся групп риска и про­гноза заболеваемости

 

Ежемесячн.

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

 

4.

Расширение охвата  занятиями в  специальных групп для занятий физической культурой в соответствии с потребностями обучающихся

Ежегодно

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

Кафедра физической культуры

Y.   Использование воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности

1.

Включение в образовательные программы по ОБЖ, биологии, химии, валеологии и физической культуре материалов по пропаганде ОБЖ и первичной профилактике потребления ПАВ

При составлении годового планирования

Методическая служба лицея, предметные кафедры

2.

Разработка методических материалов предметными кафедрами и НЛО химии и биологии в помощь классным руководителям и старшим воспитателям при проведении профилактических мероприятий

В течение года

Предметные кафедры химии и биологии, НЛО.

3.

Планирование  как отдельного направления в планах ВР классных коллективов работы по формированию здоровьесберегающей среды в лицее.

При планировании работы на год

Кафедра современных педагогических технологий

4.

Ведение пропаганды ЗОЖ и первичной профилактики потребления ПАВ через систему классных часов и внеклассных мероприятий

В течение года

Классные руководители и старшие воспитатели

5.

Проведение лицейского конкурса на лучшую постановку работы по формированию здоровьесберегающей образовательной среды в классных коллективах

Ежегодно

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

Управляющий совет

6.

Проведение конкурса индивидуальных образовательных программ лицеистов и образовательных  программ классов

Ежегодно

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

Управляющий совет

III. Использование возможностей научно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов

1.

Включение в годовое планирование работы предметных НЛО отдельного направления по пропаганде ЗОЖ и первичной профилактике  наркомании и ВИЧ-инфекции

При планировании работы на год

Руководители предметных НЛО

2.

Подготовка и публикация научно-исследовательских работ обучающихся с дальнейшим их практическим использованием для ведения профилактической работы

В течение года

Руководители предметных секций, медиацентр лицея

3.

Практическое участие проектных групп НЛО в ведении просветительской и профилактической работы

В течение года

Руководители  НЛО, Лицейская Дума

4.

Привлечение научного потенциала  медико-генетического кабинета  на базе лицея для  проведения научных исследований и использования на практике полученных результатов

В течение года

Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

Медико-генетический кабинет

 

IV. Организация работы психологов,  социального педагога и омбудсмена.

1.

Индивидуальная и групповая работа психологов, социального педагога и омбудсмена  с обучающимися

В течение года

Психолого-педагогическая служба

2.

Обучение учителей-предметников повышению культуры взаимоотношений с обучающимися  и овладение ими неконфликтных педагогических технологий

В течение года

Психолого-педагогическая служба, предметные кафедры

3.

Работа с классными руководителями по определению детей «группы риска», созданию благоприятной атмосферы в классе, обучение проведению психотерапевтических классных часов

В течение года

Психолого-педагогическая служба Лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования

 

4.

Индивидуальная работа с родителями обучающихся, обучение их ведению различных треннингов, создание групп поддержки из числа родительского актива

В течение года

Психолого-педагогическая служба, ассоциация председателей родительских комитетов лицея

V.  Организация работы ученического самоуправления

1.

Функционирование  Совета здоровья по пропаганде ЗОЖ и первичной профилактике наркомании и ВМЧ-инфекции в Лицейской Думе

В течение года

Председатель ЛД

2.

Участие лицеистов в социально-значимых проектах по профилактике  потребления наркотиков и пропаганде ЗОЖ: «Мы за здоровый образ жизни», «Мир без конфронтации», «Вертикальный класс»

В течение года

Председатель Совета здоровья

3.

Организация проведения месячника «Здоровье», декады и месячника правовых знаний, операции «Подросток» в классных коллективах через членов ЛД и ученическое самоуправление

В течение года

Председатель ЛД Члены ЛД

 

4.

Организация проведения регулярных Дней Здоровья в лицее

1 раз в четверть

Председатель Совета здоровья

Председатель  спорткомитета

Члены ЛД в классах

VI. Организация деятельности лицейского медиацентра

1.

Создание программного продукта по пропаганде ЗОЖ и первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции

В течение года

Руководитель медиацентра

2.

Регулярное проведение  информационных теле- и радиопередач с приглашение ответственных лиц из соответствующих  структур

В течение года

Ответственный  редактор

3.

Издание тематических выпусков  печатных изданий (настенная газета «Лицейские вести» и брошюрованная газета «Диалог»

В течение года

Ответственный редактор

4.

Использование возможностей Интернет-сайта лицея для ведения профилактической и пропагандистской работы

В течение года

Ответственный за сайт

5.

Проведение конкурса социальной рекламы

Ежегодно

Руководитель медиацентра

6.

Проведение конкурса творческих работ «Мы за здоровый образ жизни»

Ежегодно

 

Руководитель медиацентра

VII. Организация работы с родительской общественностью

1.

Участие органов государственно-общественного управления в реализации здоровьесберегающего потенциала лицейского образования,  пропаганде ЗОЖ и ведении первичной профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции

В течение года

Председатель Управляющего Совета лицея,

Ассоциация председателей родительских комитетов лицея

Администрация лицея

2.

Организация информационной поддержки родителей через систему родительского всеобуча с привлечением научного потенциала медико-генетического кабинета

В течение года

Администрация лицея, руководитель кабинета

3.

Использование возможностей лицейского медиацентра для  ведения  более эффективной профилактической  работы среди родителей

В течение года

Руководитель медиацентра

4.

Углубленное психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей «группы риска»

В течение года

Психолого-педагогическая служба, родительские комитеты классов

VIII. Организация совместной деятельности с

внешней социокультурной средой

1.

Разработка и утверждение планов и договоров о совместной деятельности с различными учреждениями внешней социокультурной среды, заинтересованными в пропаганде ЗОЖ и профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции

При планировании работы на год

Администрация лицея

2.

Проведение в рамках Декады Науки  научно-практической конференции «Современные технологии профилактики асоциального поведения в молодежной среде»

Ежегодно

Администрация лицея











5.  Оценка эффективности реализации программы.

Выполнение мероприятий программы позволит:

  • Создать благоприятную здоровьесберегающую  и здоровьеформирующую  образовательную  среду в лицее
  • Повысить  социально-педагогическую  комфортность образовательного процесса в лицее

 

  • Приобщить обучающихся  к ценностям здорового образа жизни  и создать отрицательную мотивацию для потребления наркотиков и других психоактивных веществ;
  • Повысить уровень информированности обучающихся, педагогов и родителей по проблемам здоровьесбережения;
  • Распространить положительный  опыт  классных коллективов и семей лицея по приобщению к здоровому образу жизни.

К показателям достижения цели и задач программы могут быть отнесены:

  • Улучшение здоровья обучающихся, снижение количества детей с хроническими заболеваниями;
  • Увеличение количества детей  с основной группой здоровья;
  • Повышение мотивации к обучению, рост процента качества знаний;
  • Использование в образовательном процессе  элективных курсов, направленных на повышение уровня знаний  по здоровьесбережению, имеющих прикладной характер
  • Повышение количественных показателей обучающихся, посещающих занятия в спортивных секциях и оздоровительных  группах
  • Уменьшение количества детей «группы риска» по употреблению психоактивных веществ;
  • Уменьшение количества обучающихся, совершивших правонарушения.
  • Повышение уровня социальной адаптации обучающихся

Формы представления результатов программы:

  • Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации программы
  • Методические разработки  по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования
  • Материалы СМИ лицея по проблемам формирования и функционирования  здоровьесберегающей образовательной среды
  • Материалы научно-практических семинаров и конференций, проводимых на базе лицея.

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка