Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

Информационная карта эксперимента по организации и деятельности класса для одаренных обучающихся в параллели 6-х классов

20.01.2011 4360 просмотров

Модель организации  образовательной  деятельности   по развитию детской одаренности в условиях обогащения содержания образования

1. Теоретическое обоснование

2. Актуальность проблемы в МОУ лицее №  44

3. Ресурсная характеристика

4. Исполнители

5. Объект исследования

6. Предмет исследования

7. Цель эксперимента

8. Задачи эксперимента

9. Гипотеза эксперимента

10. Модель образовательного пространства класса

11. Мероприятия и формы реализации

12. Возможные риски эксперимента

13. Ожидаемые результаты, способы их отслеживания и представления

14. Сроки реализации

15. Отторгаемые материалы для муниципальной системы

1. Теоретическое обоснование

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Федеральная подпрограмма «Одаренные дети» (2007-2010 г.г.) указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, а также нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, на оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, на формирование личностного и профессионального самоопределения. При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями.

В своем Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д. А.Медведев подчеркивает, что в России «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая этой деятельности.

Программа эксперимента  разработана в соответствии с рекомендациями 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании» и другими федеральными и региональными законами и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере работы с одаренными детьми. Настоящая программа  опирается также на положения  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и материалы «Рабочей концепции одаренности», разработанной ведущими отечественными специалистами в области психологии одаренности и дающей единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности.

2. Актуальность проблемы

Изучение детской одаренности как психического явления изначально актуализировано образовательной практикой. В развитии этой интегральной личностной характеристики образование выступает как один из ведущих факторов. Исследование специфики его воздействия на процесс развития детской одаренности традиционно рассматривается как одна из важнейших задач психологии и педагогики.

Появление новых тенденций в развитии общества вывело проблему развития детской одаренности в число основных. Этим и объясняется высокий интерес к ней со стороны исследователей и практиков.

К числу наиболее распространенных  относится  концепция одаренности Дж. Рензулли. Одаренность, в его понимании — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

Особое место в ряду современных концепций одаренности занимает «Рабочая концепция одаренности», созданная отечественными учеными (Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Брушлинский А. В., Бабаева Ю. Д., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Панов В. И., Калиш И. В., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С.).  Эта концепция предполагает следующие определения одаренности:

  • одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности;
  • одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Важной особенностью современного понимания одаренности, и это нашло отражение в «рабочей концепции», является то, что она рассматривается не как константная, а как динамическая характеристика. Это понимание привело к созданию теоретических моделей развития одаренности, в которые включены наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, еще и факторы среды (Бабаева Ю. Д., Богоявленская Д. Б., Таннебаум А. и др.). Динамический подход, в значительной мере лишает идею одаренности налета элитарности.

Обучение одаренных детей — вопрос не корыстный, а нравственный. В идеале, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок — одарен он или нет — получил нужное образование. Но в нашем обществе, к сожалению, за много лет сложилась парадоксальная картина: одаренным детям оказывается меньше внимания, чем умственно отсталым.

В МОУ лицее №  44 традиционно уделяется особое внимание обучению  одаренных  детей. Среди основных проблем, связанных с развитием одаренности обучающихся в лицее, выделяются следующие:

•Создание условий для развития одаренности и сохранения психического (психологического, психосоматического) здоровья одаренного ребенка.

•Расширение  пространства жизнедеятельности учащихся на каждой ступени обучения.

•Создание многоступенчатой модели социализирующего пространства, обеспечивающего индивидуальность траекторий развития на каждой ступени обучения.

•Разработка модели управления, обеспечивающей согласованность  работы  администрации, методических объединений, медико-психологической службы.

В МОУ лицее №  44 создана образовательная среда коммуникативно-развивающего типа, которая предполагает:

  • Возможность выбора различных видов деятельностей (учебной, коммуникативной, художественной, спортивной, профилированной) как условия для самоопределения и саморазвития каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными потребностями.
  • Разработку и внедрение передовых информационных и гуманитарных технологий образования, обеспечивающих удовлетворение потребности общества и самих учащихся в их обучении, развитии и социализации.
  • Создание учебных и социальных ситуаций коммуникативного взаимодействия, в рамках которых происходит встреча субъектов образовательного процесса с социализирующим пространством лицея  и  муниципального пространства.
  • Разработку инновационных форм организации образовательного процесса, в том числе проектно-исследовательской, дистанционной и др. с учетом ступени обучения и индивидуальных особенностей и интересов детей.

Работать с такими детьми достаточно сложно, но мы говорим об особенной  школе с особенными  учителями.  Дети, различные как по характеру одаренности, так и по личностным характеристикам, не  впишутся  в базовые схемы, потребуют иных методов работы.

Известно, что одаренные люди далеко не всегда могут себя полностью самореализовать. Для того чтобы они смогли бы найти свое место в жизни, им нужна помощь, зачастую не только психологическая, но и организационная. В связи с этим  лицее в течение ряда лет опробуются модели поведения успешных людей.

В МОУ лицее постоянно действует  психологическая служба,  кабинет релаксации,   планируется организация нового  структурного  формирования в рамках лицея, ориентированного  на работу  с одаренными детьми.

На основании вышеизложенного МОУ лицей №  44 предлагает создать специализированный  класс  для одаренных детей в рамках внутрилицейского эксперимента (один класс в каждой параллели). Начинать предполагается с параллели 6-х классов. На основании психологической диагностики и результатов обучения детей   по итогам 5-го класса и после консультационных бесед с родителями создается специализированный класс для одаренных детей. Программа эксперимента более подробно будет изложена в документах по осуществлению деятельности экспериментальной площадки. В случае  удачного хода эксперимента такие спецклассы появятся последовательно в каждой параллели и  образовательный процесс будет строиться с учетом индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося с привлечением потенциала внеучебного и внеурочного времени.

Другое направление работы с одаренными детьми связано  с осуществлением сетевого взаимодействия с другими учебными заведениями муниципальной системы, а также с использованием потенциала  преподавателей и образовательной среды липецких вузов с целью создания временных и постоянных творческих групп одаренных обучающихся по различным направлениям учебной и социальной деятельности с использованием, в том числе,  и возможностей дистанционного обучения. Такой опыт накоплен в лицее в рамках опорного учреждений муниципальной системы образования.

В качестве задач,  реализуемых  в области работы с одаренными детьми,  выступают такие как:

  • поддержка сети существующих, разработка и внедрение в образовательную практику новых форм и видов деятельности по выявлению и развитию одаренности детей;
  • поддержка существующих и формирование новых условий для непрерывного повышения профессиональных компетенций преподавателей, работающих по программам развития одаренности детей;
  • создание банка данных участников образовательного процесса, образовательных программ, описание приемов и методов развития одаренности детей;
  • развитие организационно-деятельностных форм и видов деятельности, направленных на выявление, развитие и поддержку детей с признаками одаренности.

 

3. Ресурсная характеристика

Общеобразовательное учреждение МОУ лицей №  44  располагает содержательными, технологическими, кадровыми, материально- техническими, финансовыми и иными ресурсами, позволяющими  добиваться успехов в работе с одаренными детьми.

Содержательные ресурсы:

  • Учебный план МОУ лицея №  44 на средней  ступени предусматривает  элективные курсы по выбору обучающихся.  В 2010-2011 учебном году введен 3 час физической культуры «Ритмика и хореография»  функционируют спецмедгруппы в специальном зале с бишофитовой стеной.
  • Созданы модульные курсы по основам проектной деятельности  в различных предметных областях, что  способствуют овладению учащимися способами самоорганизации, самостоятельности в учебной деятельности

Управленческие ресурсы:

  • В лицее  работает Научно – методический совет, предметные кафедры, научно-лицейское общество.
  • Лицей  располагает психологической службой, которая проводит диагностику  способностей, склонностей обучающихся; консультирование учащихся, учителей и родителей.

Ресурсы дополнительного образования:

Особое место в системе работ с одаренными детьми занимает Научно-лицейское  общество учащихся, работающее уже 12 лет. НЛО организует исследовательскую деятельность учащихся, информационную и организационную поддержку участия в конкурсах и конференциях.  Традиционно в МОУ лицее проводится  региональная конференция «К вершинам знаний». Ежегодно учащиеся получают свыше 200 дипломов за победы и участие в конкурсах и конференциях разного уровня.

Кадровые ресурсы:

Лицей обладает высоким кадровым потенциалом. Педагоги лицея постоянно работают над ростом своей профессиональной и социальной компетентности.  Победы различного уровня подтверждают высокий уровень их профессионализма.

Из 126 педагогических работников лицея имеют награды:

Звание «Заслуженный учитель РФ»

7

Значок «Отличник народного просвещения»

29

Значок «Почетный работник общего образования РФ»

12

Почетную грамоту МО РФ

3

Почетную грамоту УО Липецкой области

23

Почетную грамоту ДО администрации г. Липецка

32

Лауреаты премий:

 

имени К.А.Москаленко

2

имени Г.И.Горской

5

 

Победителей конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»   — 14.

Технологические ресурсы:

Учителя лицея   применяют в своей практике более 20 современных образовательных технологий. Среди учителей лицея  есть настоящие мастера, имеющие свою систему работы со способными и одаренными детьми, распространяющие свой опыт в педагогическом сообществе через мастер-классы и открытые уроки. Лицей  является опорной школой в рамках  муниципальной системы образования «Ресурсы медиаобразования»

 

 

 

4. Исполнители

Администрация лицея.

Педагогический коллектив класса.

Психолого-педагогическая служба

Органы государственно-общественного управления,  ученического самоуправления, предметные методические объединения лицея.

Лаборатория «Здоровьесберегающее образование»

 

5. Объект исследования

Процесс развития личности  одаренных школьников среднего возраста, объединенных в один класс на основании диагностики отбора,  в условиях обогащения содержания образования  в рамках лицейского образовательного пространства.

6. Предмет исследования

Специфика организации инновационного образовательного   процесса, связанного с развитием  интеллектуальных и творческих способностей,  развитием мотивации успешности у  одаренных обучающихся средней ступени, объединенных в один класс на основании диагностики отбора,  в условиях обогащения содержания образования.

7. Цель эксперимента

Создание модели  организации  образовательной  деятельности   по развитию детской одаренности в условиях обогащения содержания образования. Разработка и апробация инновационных  образовательных  стратегий   работы с одаренными детьми  для развития индивидуальности одаренного  ребенка,  обеспечения широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

8. Задачи проекта:

1.      Сформулировать концепцию работы с  одаренными детьми на средней ступени  в условиях обогащения содержания образования;

2.      В рамках концептуального подхода  разработать модель обогащения содержания образования с использованием  уровней  «горизонтального обогащения» и  «вертикального обогащения».

3.     Разработать  инновационные формы организации учебной деятельности.

4.     Расширить сферу  применения индивидуального способа организации обучения.

5.     Использовать потенциальные возможности информационно-коммуникационных технологий в деле развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся

6.     Создание модели психологической диагностики прогнозирования и развития одаренных детей в течение периода обучения.

7.     Разработать и использовать  метод моделирования поведения успешных людей.

 

9. Гипотеза эксперимента

Если будет создана успешная модель организации образовательной деятельности по развитию детской одаренности  в условиях лицейской образовательной среды, то дети, объединенные в один класс на основании диагностики отбора, получат возможность наиболее полно развивать свой интеллектуально-творческий потенциал  при помощи  использования  результатов диагностики  прогнозирования и развития.

 

10. Модель образовательного пространства класса

Основные черты предлагаемой  модели имеют два уровня:

«Горизонтальное обогащение» — дополнение традиционного плана специальными интегрированными курсами.  Эти курсы направлены на решение проблемы развития ребенка в трех основных направлениях:

  • сфера психосоциального развития – спецкурс «Социальная компетенция»;
  • сфера когнитивного развития – «Обучение мышлению»;
  • сфера физического развития – курс ритмики и хореографии.

Специальные занятия призваны  выполнить следующие функции: развития, коррекции, диагностики и прогнозирования.

Существуют дополнительные виды «горизонтального обогащения», которые выходят за пределы основных учебных занятий: мини-курсы, наставничество (тьюторство), коллективные и групповые формы взаимодействия ( «стриминг», «сеттинг» и др.)

 

«Вертикальное  обогащение» предполагает качественные изменения  в содержании всех учебных программ, входящих в систему основного и дополнительного образования. Стандартные программы вытесняются «авторскими».  «Авторские программы» охватывают четыре сферы «вертикального обогащения»:

  • сфера когнитивного развития – усложнение содержания учебного материала за счет углубления и большей абстрактности материала, максимальное расширение круга интересов;
  • сфера развития креативности – доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний, ориентация  на интеллектуальную инициативу;
  • сфера психосоциального развития -    высокая самостоятельность учебной деятельности, актуализация лидерских возможностей;
  • организационно-педагогическая сфера -  информационное обогащение среды, трансформация предметно-пространственной среды, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.

К формам  организации учебной деятельности как фактора  развития детской одаренности относятся как традиционные классно-урочные формы, так и нетрадиционные организационные модели:

  • коллективные учебные исследования;
  • изменения предметно-пространственной среды на занятиях;
  • уголки «творческих видов деятельности»;
  • дистанционные формы обучения;
  • имплицитное (интуитивное) обучение;
  • медиаобразование с использованием новейших информационных технологий.
  • собственная исследовательская практика ребенка.
    Предполагаемые результаты
    • Расширение реальных возможностей для самореализации личности каждого ребенка.
    • Разработка модели  организации  образовательной  деятельности   по развитию детской одаренности в условиях обогащения содержания образования.
    • Определение системы требований к содержанию образования, как средству организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей становление личности обучающегося.
    • Качественное улучшение образовательного результата.
    • Возрастание уровня профессиональной компетентности педагогов.
    • Создание и адаптация к практическим задачам диагностических методик и комплектов диагностических методик для всех участников образовательного процесса (практические психологи, педагоги, родители, дети).
    • Осуществление экспериментальной проверки общей теоретической модели и ее отдельных разделов.
    • Разработка и проведение экспериментальной проверки общей схемы организации образовательной деятельности, определение степени эффективности её отдельных форм.

 

11. Критерии оценки ожидаемых результатов

  • Изменения в состоянии ученика: в развитии способностей, в социально приемлемых и социально значимых проявлениях его  интеллектуально-творческого потенциала.
  • Изменения в состоянии педагогов: осознание целесообразности разработки модели  организации  образовательной  деятельности   по развитию детской одаренности в условиях обогащения содержания образования.
  • Овладение педагогами  признанными в современной педагогике ценностями образования, овладение адекватными методиками и технологиями профессиональной деятельности, самоопределение на личностный рост и развитие.
  • Продуктивная активность личности в образовательной среде.
  • Расширение функций  лицея  как экспериментальной площадки.
  • Повышение качества образовательного процесса школы.
  • Выполнение программы и плана работы эксперимента в полном объеме с учетом изменений условий работы.
  • Своевременное и правильное оформление документов по экспериментальной работе.
  • Положительные отзывы о результатах экспериментальной площадки.

12. Формы внедрения результатов в практику

  • Концепция работы  с одаренными детьми  средней ступени  в условиях обогащения содержания образования.
    • Аналитический обзор опыта работы  с одаренными детьми зарубежных  и отечественных психологов.
    • Авторские  предметные программы с учетом обогащения образования.
    • Учебные спецкурсы по работе с одаренными детьми.
    • Контент сайта “ Одаренные дети».
    • Отчеты (промежуточный, итоговый).
    • Доклады, тезисы, статьи.
    • Методические рекомендации и другая научно-методическая и учебно-методическая продукция.

13. Этапы экспериментальной работы:

Проведение работы разделено на два  этапа. Каждый этап по продолжительности составляет один учебный год.

Первый этап 2010-2011 гг. включает выполнение следующих основных задач:

Координация деятельности участников эксперимента, распределение обязанностей, подготовка педагогов и психологов к индивидуальной работе по диагностике и развитию интеллектуально-творческого потенциала обучающихся класса. Формирование коллективного субъекта проекта.

Кооперация ресурсов участников эксперимента для организации совместной деятельности по организации экспериментальной работы; складывание рабочих режимов взаимодействия участников эксперимента.

Осуществление программы теоретико-методологических консультаций и проблемно-образовательных семинаров для педагогов-участников эксперимента по проблемам диагностики и развития интеллектуально-творческого потенциала обучающихся, его структуре и возрастным особенностям.

Проведение пилотажного исследования с целью совершенствованию комплекта психодиагностических и развивающих методик. Первичная экспериментальная проверка программы развития интеллектуально-творческого потенциала обучающихся класса в условиях обогащения содержания образования.

Выявление и создание организационных и психолого-педагогических условий для разработки и реализации педагогами собственных проектов  образовательных программ. Учет и оценка возможностей учителей-предметников в составлении экспериментальных, авторских учебных программ и  программ спецкурсов.

Задачи второго этапа (2011-2012 гг.):

Разворачивание в полном объеме развивающих программ и диагностического мониторинга.

Совершенствование экспериментальной системы мониторинга детей и развития интеллектуально-творческого потенциала обучающихся класса. Апробация откорректированной системы психодиагностического обследования детей.

Сбор данных мониторинга и эмпирическая проверка эффективности предложенной  системы развития  личности  одаренных школьников среднего возраста, объединенных в один класс на основании диагностики отбора,  в условиях обогащения содержания образования  в рамках лицейского образовательного пространства.

Рефлексия осуществляемой работы. Анализ результатов. Определение перспектив развития эксперимента.

Описание полученного в ходе эксперимента научно-практического опыта. Подготовка методических рекомендаций по разработке  и реализации образовательной программы развития интеллектуально-творческого потенциала обучающихся класса в условиях обогащения образования.  Написание серии статей, обобщающих полученные результаты.

Проведение методических и практических консультаций и проблемно-практических семинаров для педагогов, посвященных подведению итогов эксперимента.

Уточнение концептуальной модели, выступающей в качестве основы экспериментальной работы.

14. Научно-методическая литература:

  • Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности (методическое пособие)/Под ред. В. И. Панова. — М.:“ Молодая гвардия», 1997. — 278 с.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 2000.
  • Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников М.: Академия, 2000.
  • Психология одаренности детей и подростков. — под. Ред. Н.С. Лейтеса -М.: 2000.
  • Пидкасистый П. И., Чудновский В. Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. М.: Педагог. Общество России, 1999.- 32 с.
  • Программа «Одаренный ребенок»: Основные положения / Л.А. Венгер и др. М., 1995.
  • Рабочая концепция одаренности (под ред. Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова).- М., 1998, 2002.
  • Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе М.: Академия, 2000.- 232 с.
  • Савенков А. И. Одаренные дети в массовой школе М.: Академия, 2001.
  • Учителю об одаренных детях.  / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова М., 1997.
  • Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000.
  • Kaplan S. N. A Transition Curriculum // Exceptionality Education Canada: Vol. N.I. 1991.
  • Monks F. J. Differential and Integration: A Historical and International. Perspective.in Optimizing excellence in Human resourse development keynotes.Asia Pasific Conference on Giftedness, Jakarta, 4-8 Augyst, 1996.
  • Nash I. «Unrealistic»Academic Demands Softened || The Times Educational Supplement. — November 2, 1990.
  • Postman N. The End of Education: Redefining the Value of School. — New Jork: Vintage books, 1996. XI.

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка