- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Лицей традиционно создает открытое образовательное пространство, группируя вокруг себя муниципальные, государственные и негосударственные учреждения образования. Реализуемые ими образовательные программы при использовании их на базовой площадке лицея или на других площадках, но с участием обучающихся или педагогов лицея позволяют эффективно осуществлять социальное и коммуникативное развитие лицеистов на всех ступенях образования.
В МАОУ лицее № 44 произошло окончательное закрепление государственно-общественного управления (ГОУ) в качестве реального приоритета образовательной политики, неотъемлемой части лицейской модели образования. Был расширен спектр функций государственно-общественного управления образованием и усложнилось его содержание. Так, кроме традиционных функций контроля и ресурсного обеспечения получили дальнейшее развитие общественная экспертиза, проектное управление, участие в стратегическом планировании, формировании социального заказа образованию и др.
Главным органом государственно-общественного управления в лицее является Управляющий совет, который существует с 2007года. Однако существуют и другие органы ГОУ, которые возникают в процессе расширения лицейского образовательного пространства, создавая многоуровневую систему государственно-общественного управления, которая обеспечивает представительство и защиту интересов не только участников образовательного процесса, но и основных социальных групп, а также государственных институтов при принятии управленческих решений.
Управляющий совет лицея, ученый совет, совет кластера «Лицей – ЛГТУ – НЛМК», оргкомитет региональной научно-практической конференции «К вершинам знаний», Ассоциация инновационных школ Липецкой области, совет сетевого сообщества опорного учреждения муниципальной системы образования, Благотворительный фонд «Попечитель» – все эти структуры позволяют влиять на содержание образовательных программ, регулировать их реализацию, вносить необходимые изменения.
Не случайно подпрограмма «Открытая школа» является одной из ключевых в лицейской Программе развития на 2011-2015 г.г. Она включает в себя следующие проекты: «Информационная образовательная среда», «Менеджмент качества образования. Управление развитием», «Сетевое сообщество педагогов настоящего и будущего», «Кластер „Лицей – ЛГТУ – НЛМК“
Основными идеями подпрограммы, которые позволяют раскрыть сущность приоритетных направлений развития лицея, являются:
В рамках открытой системы лицейского образования были проведены следующие мероприятия:
Успешно функционировал сетевой медиацентр для одаренных детей по довузовской профориентационной работе, осуществлялся медиапроект «Планирование карьеры» с участием органов лицейского самоуправления, медиацентра и стратегических партнеров лицея. Были проведены традиционные общественные слушания по проблемам социального партнерства в рамках ежегодной Декады науки совместно с Управляющим Советом. Был проведен традиционный круглый стол с участием представителей ОАО «НЛМК» для обучающихся 11-х классов «Мой комбинат – мой город — моя судьба». Были проведены встречи с выпускниками МАОУ лицея № 44 – сотрудниками ОАО «НЛМК». В течение двух лет на базе МАОУ лицея № 44 проводились занятия школ профессиональной направленности ЛГТУ: школы юного металлурга, школы юного программиста, школы юного экономиста, школы юного энергетика, школы юного транспортника, школы юного химика-эколога. Более 300 лицеистов были слушателями данных школ. Ежегодно на итоговом заседании Управляющий совет заслушивает отчет совета кластера «Лицей – ЛГТУ – НЛМК». В 2013-2014 году были дополнительно открыты классы физико-математические классы при НЛМК.
Другим важным направлением в своей деятельности лицей считает развитие сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями муниципального и регионального уровня.
С 2006г. МОУ лицей № 44 являлся опорной площадкой муниципальной системы образования «Ресурсы медиаобразования». Основная цель функционирования лицея в качестве опорного учреждения в течение 2010-2011учебного года была определена как продолжение работы опорного учреждения по усилению информационной составляющей в образовательном процессе муниципальных ОУ. В связи с введением ФГОС опорная площадка организовала работу сетевого сообщества по теме «Формирование УУД в информационной среде». В течение года почти 30 ОУ г.Липецка приняли участие в работе сетевого проектировщика. Итогом работы стали: брошюра с разработками метапредметных уроков, медиапродукт, посвященный 50-летию первого полета человека в космос на сайте лицея и сборник работ обучающихся по итогам II региональной научно-практической конференции «К вершинам знаний». Также был создан фильм, посвященный профессиональному конкурсу «Учитель года-2011» «Вершины мастерства». В 2013-2014 учебном году на базе лицея организована работа инновационной площадки муниципальной системы образования «Организационное и методическое сопровождения внедрения ФГОС ООО в образовательном учреждении». Совет сетевого сообщества работает в тесном взаимодействии с Координационным советом муниципальной системы образования и Управляющим советом лицея.
Большой опыт, накопленный лицеем в области государственно-общественного управления, позволил наладить сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями Липецкой области через функционирование региональной экспериментальной площадки «Развитие системы государственно-общественного управления средствами информационно-коммуникационных технологий».
В рамках эксперимента создана постоянно действующая интерактивная версия Управляющего Совета лицея, успешно функционирует сетевое взаимодействие школ-участниц эксперимента, разработана нормативно-правовая база государственно-общественного управления, проводились семинары по обмену опытом управленческой деятельности со школами участницами эксперимента, презентация проекта «Социальное партнерство - основа общественного договора». Ежегодно итоги деятельности РЭП подводятся на заседании Управляющего совета и совета Ассоциации школ Липецкой области, внедряющих инновационные проекты. Таким образом, лицей превратился в ресурсный центр поддержки и усовершенствования действующего и развивающегося образца государственно-общественного управления образовательным учреждением.
Несколько лет назад лицей стал основателем сообщества школ региона, которые объединены вокруг ежегодной региональной научно-практической конференции «К вершинам знаний». Координирует работу этого сообщества оргкомитет конференции, в котором объединены представители органов управления образованием, представители вузов, общественность, в т.ч. и члены Управляющего совета лицея, т.к. эта конференция проводится по инициативе Управляющего совета и администрации лицея и на средства Попечительской комиссии. Оргкомитет конференции как орган государственно- общественного управления проявляет большую заинтересованность в развитии этого центра общения школьников региона, которые занимаются научно-исследовательской работой. С каждым годом растет число и география участников. Это общение и сотрудничество не ограничивается одним днем конференции. Работа происходит в течение года, причем активно используются возможности Интернет пространства. Таким образом, потребность детей в развитии личности реализуется, вовлекая в свою орбиту все новых участников регионального образовательного пространства.
Лицейская образовательная система — сложное, открытое, способное к самоорганизации и самораскрытию явление. Традиционно лицейская образовательная среда является важной составляющей муниципальной и региональной систем образования. Опыт, накопленный в лицее по реализации принципов государственно-общественного управления в открытой образовательной системе лицея, позволяет предложить МАОУ лицей № 44 г.Липецка в качестве региональной стажировочной площадки по заявленной теме.
Среди предполагаемых направлений деятельности стажировочной площадки лицей № 44 предлагает: организационно-практическое проведение рабочих встреч, обучающих занятий; проектно-экспертных мероприятий, совместных публикаций; активных внешних контактов сетевого сообщества по привлечению новых участников; активных внутренних контактов сети с использованием ИКТ; деятельность межшкольных «проектных групп».
Особенно важным направлением является создание сетевого сообщества органов ГОУ различного уровня и направлений деятельности с целью интеграции общего и дополнительного образования на ступени основного и полного общего образования. Планируется разработка пакета нормативной документации, системы мониторинга деятельности ГОУ, и использование разработок в сфере ИКТ.
За время существования Управляющего совета лицея модель взаимодействия постоянно менялась, создавались новые структурные подразделения. В 2012 году был создан Благотворительный фонд «Попечитель», лицей перешёл в статус автономного учреждения, появилась новая структура — Наблюдательный совет. По инициативе Управляющего совета в 2004 году лицей перешёл на триместровую систему организации образовательного процесса, в 2006 году перешли на обучение в начальной школе по пятидневке, на ФГОС НОО в 2009 году. При содействии Управляющего совета была проведена модернизация материально-технической базы лицея, создана современная здоровьесберегающая среда, условия для обеспечения эффективного и безопасного образовательного процесса.
По инициативе комиссий Управляющего совета ежегодно в лицее стартуют и реализуются социально значимые проекты.