Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Обычная версия
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 44»
Версия для слабовидящих

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

27.10.2014 3248 просмотров

Лицей традиционно создает  открытое образовательное пространство, группируя вокруг себя  муниципальные, государственные и негосударственные учреждения образования. Реализуемые ими образовательные программы  при использовании их на базовой площадке лицея или на других площадках, но с участием обучающихся или педагогов лицея  позволяют эффективно  осуществлять социальное и коммуникативное  развитие лицеистов на всех  ступенях образования.

В МАОУ лицее №  44 произошло  окончательное  закрепление государственно-общественного управления (ГОУ) в качестве реального приоритета образовательной политики, неотъемлемой части  лицейской модели образования.  Был расширен спектр функций  государственно-общественного управления образованием и  усложнилось его содержание. Так, кроме традиционных функций контроля и ресурсного обеспечения получили дальнейшее  развитие общественная экспертиза, проектное управление, участие в стратегическом планировании, формировании социального заказа образованию и др.

Главным органом государственно-общественного управления в лицее является Управляющий совет, который существует с 2007года. Однако существуют и другие органы ГОУ, которые возникают в процессе расширения лицейского образовательного пространства, создавая многоуровневую  систему  государственно-общественного управления, которая обеспечивает представительство и защиту интересов не только участников образовательного процесса, но и основных социальных групп, а также государственных институтов при принятии управленческих решений.

Управляющий совет лицея, ученый совет, совет кластера «Лицей – ЛГТУ – НЛМК», оргкомитет региональной научно-практической конференции «К вершинам знаний», Ассоциация  инновационных школ Липецкой области, совет сетевого сообщества опорного учреждения муниципальной системы образования, Благотворительный фонд «Попечитель»  – все эти структуры   позволяют влиять на содержание образовательных программ, регулировать их реализацию, вносить необходимые изменения.

Не случайно подпрограмма «Открытая школа» является одной  из ключевых в лицейской Программе развития на 2011-2015 г.г. Она включает в себя следующие проекты: «Информационная образовательная среда»,  «Менеджмент качества образования. Управление развитием», «Сетевое сообщество педагогов настоящего и будущего»,  «Кластер „Лицей – ЛГТУ – НЛМК“

Основными идеями подпрограммы, которые позволяют раскрыть сущность приоритетных направлений развития лицея, являются:

  1. Идея  преемственности образовательной траектории лицейского образования  как  по вертикальной составляющей (ступени образования), так и по горизонтальной (система социального партнерства) в рамках образовательного комплекса.
  2. Идея развития лицея как открытой, саморазвивающейся системы при расширении образовательного комплекса.
  3. Идея использования  сетевого взаимодействия  в поддержке личности ученика в процессе самореализации и на пути к успеху.
  4. Идея использования  сетевого взаимодействия   для профессионального роста и повышения квалификации учителя.
  5. Идея использования позиции лидера муниципальной и региональной системы образования  для  оказания качественных услуг в области образования и возможности не стать в «позицию догоняющего».

В рамках открытой системы лицейского образования  были проведены следующие мероприятия:

Успешно функционировал  сетевой  медиацентр для одаренных детей  по довузовской профориентационной работе,  осуществлялся  медиапроект «Планирование карьеры» с участием органов лицейского самоуправления, медиацентра  и стратегических партнеров лицея. Были проведены традиционные общественные слушания по проблемам социального партнерства в рамках ежегодной Декады науки совместно с Управляющим Советом.   Был проведен  традиционный круглый стол с участием представителей ОАО «НЛМК» для обучающихся 11-х классов «Мой комбинат – мой город — моя судьба».  Были проведены встречи с выпускниками МАОУ лицея №  44 – сотрудниками ОАО «НЛМК». В течение двух лет на базе МАОУ лицея №  44 проводились занятия школ профессиональной направленности ЛГТУ: школы юного металлурга, школы юного программиста, школы юного экономиста, школы юного энергетика, школы юного транспортника, школы юного химика-эколога. Более 300 лицеистов были слушателями данных школ. Ежегодно на  итоговом заседании Управляющий совет заслушивает отчет совета кластера «Лицей – ЛГТУ – НЛМК». В 2013-2014 году были дополнительно открыты классы физико-математические классы при НЛМК.

Другим  важным  направлением  в своей деятельности  лицей считает развитие сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями муниципального и регионального уровня.

С 2006г. МОУ лицей №  44 являлся опорной площадкой муниципальной системы образования «Ресурсы медиаобразования».  Основная цель функционирования лицея в качестве опорного учреждения в течение 2010-2011учебного  года  была определена как продолжение работы опорного учреждения по усилению информационной составляющей в образовательном процессе муниципальных ОУ. В связи с введением ФГОС опорная площадка организовала работу сетевого сообщества по теме «Формирование УУД в информационной среде». В течение года  почти 30 ОУ г.Липецка приняли участие в работе сетевого проектировщика. Итогом работы стали:  брошюра с разработками метапредметных уроков, медиапродукт, посвященный 50-летию первого полета человека в космос на сайте лицея и сборник работ обучающихся по итогам II региональной научно-практической конференции «К вершинам знаний».  Также  был создан  фильм, посвященный профессиональному конкурсу «Учитель года-2011» «Вершины мастерства». В 2013-2014  учебном году на базе лицея организована работа инновационной площадки муниципальной системы образования «Организационное и методическое сопровождения внедрения ФГОС ООО в образовательном учреждении». Совет сетевого сообщества работает в тесном взаимодействии с Координационным советом муниципальной системы образования и Управляющим советом лицея.

Большой опыт, накопленный лицеем в области государственно-общественного управления,  позволил наладить сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями Липецкой области через функционирование региональной экспериментальной площадки «Развитие системы государственно-общественного управления  средствами  информационно-коммуникационных технологий».

В рамках эксперимента создана постоянно действующая интерактивная версия Управляющего Совета лицея, успешно функционирует сетевое взаимодействие школ-участниц эксперимента, разработана нормативно-правовая база государственно-общественного управления, проводились семинары по обмену опытом управленческой деятельности со школами участницами эксперимента, презентация проекта  «Социальное партнерство -   основа общественного договора». Ежегодно итоги деятельности РЭП подводятся на заседании Управляющего совета и совета  Ассоциации школ Липецкой области, внедряющих инновационные проекты. Таким образом, лицей превратился  в ресурсный центр поддержки  и усовершенствования действующего и развивающегося образца государственно-общественного управления образовательным учреждением.

Несколько лет назад лицей стал основателем  сообщества  школ региона, которые объединены вокруг  ежегодной региональной научно-практической конференции «К вершинам знаний».  Координирует работу этого сообщества оргкомитет конференции,  в котором объединены представители органов управления образованием, представители вузов, общественность, в т.ч. и члены Управляющего совета лицея, т.к. эта конференция проводится по инициативе Управляющего совета и администрации лицея и на средства Попечительской комиссии. Оргкомитет  конференции как орган государственно- общественного управления  проявляет большую заинтересованность в развитии  этого центра общения школьников региона, которые занимаются научно-исследовательской работой.  С каждым годом растет число и география участников. Это общение и сотрудничество не ограничивается одним  днем конференции. Работа происходит в течение года, причем активно используются возможности Интернет пространства. Таким образом, потребность детей в  развитии личности реализуется, вовлекая в свою орбиту все новых участников  регионального образовательного пространства.

Лицейская образовательная система — сложное, открытое, способное  к самоорганизации и самораскрытию  явление.  Традиционно лицейская образовательная среда является важной составляющей муниципальной и региональной систем образования.  Опыт, накопленный в лицее по реализации принципов государственно-общественного управления в открытой образовательной системе лицея,  позволяет  предложить МАОУ лицей №  44 г.Липецка в качестве  региональной стажировочной площадки по заявленной теме.

Среди  предполагаемых направлений деятельности  стажировочной площадки лицей №  44 предлагает: организационно-практическое  проведение  рабочих встреч,  обучающих занятий; проектно-экспертных мероприятий,  совместных публикаций;  активных внешних контактов сетевого сообщества по  привлечению новых участников; активных внутренних контактов сети с использованием ИКТ;  деятельность межшкольных «проектных групп».

Особенно важным направлением является создание сетевого сообщества органов ГОУ различного уровня и направлений деятельности с целью интеграции общего и дополнительного образования на ступени основного и полного общего образования. Планируется разработка пакета нормативной документации, системы мониторинга деятельности ГОУ,  и использование разработок в сфере ИКТ.

За время существования Управляющего совета лицея модель взаимодействия постоянно менялась, создавались новые структурные подразделения. В 2012 году был создан Благотворительный фонд «Попечитель», лицей перешёл в статус автономного учреждения, появилась новая структура — Наблюдательный совет. По инициативе Управляющего совета в 2004 году лицей перешёл на триместровую систему организации образовательного процесса, в 2006 году перешли на обучение в начальной школе по пятидневке, на ФГОС НОО  в 2009 году. При содействии Управляющего совета была проведена модернизация материально-технической базы лицея, создана  современная здоровьесберегающая среда, условия для обеспечения эффективного и безопасного образовательного процесса.

По инициативе комиссий Управляющего совета ежегодно в лицее  стартуют и реализуются  социально значимые проекты.

Copyright © 2023 МАОУ «Лицей 44» г. Липецка